Античная философия. Атомизм

atomizm  Следующий этап античной философии характеризуется: 1) эклектизмом; 2) возникновением гносеологических проблем, что явилось почвой для скептицизма и софизма, а затем и философии Сократа, объясняющего правила знания; 3) синтезом бытия и бывания, представленным атомистами.
    Античный материализм (механицизм и атомизм), выражался по-разному. За первоначало принималось либо несколько разных по качеству веществ, единое по качеству (атом). В первом случае тоже были различия: либо все вещества считались первичными (Анаксагор), либо только некоторые (Эмпедокл). Различия были также и в представлениях о душе: либо все вещества одухотворялись (спиритуализм), либо вещество и дух противопоставлялись (материализм). По-разному, наконец, понимался источник движения: либо в независимой от вещества причине, либо в нем самом.
    Атомизм вырос из механицизма Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл (его акмэ приходится на  середину V в. до н. э.) был мыслителем — материалистом, попытавшимся создать систему, синтезирующую воззрения предшествующих учений. Как бы примиряя Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Ксенофана,
    Эмпедокл объявил началом и основой всего сущего все четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь, которые он считал “корнями всех вещей”. Взаимодействием четырех стихий он объяснял изменчивость и текучесть всего мироздания в делом. В основе изменчивости — борьба противоположностей, которые он обозначил как Любовь и Вражда. Четыре стихии попеременно соединяются то с Любовью, то с Враждой. В первом случае возникает единство, разрушается Вражда и мир становится единым шаром. Во втором — Вражда снова разделяет все стихии. Душа состоит тоже из четырех “корней”, нарушение их единства приводит к смерти. У Эмпедокла есть мысли о переселении душ (поэма «Очищение»):
    «Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,
     Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной».
    Однако, как он отмечал, ощущение единства и вечности бытия недоступно обычному сознанию. В поэме “О природе” он писал:
    «Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
     Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило.
     В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать;
     Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
     Даже умом необъемлемо».
      Анаксагор был первым известным афинским философом и учителем (как считают) правителя и крупного политика афинской демократии Перикла. Анаксагор неоднократно подвергался преследованию за «непочтение к богам», и его ожидали бы тяжкие испытания, если бы не заступничество Перикла. Однако он вынужден был бежать из Афин. В  в Лампсаке (Малая Азия) он создал философскую школу.
     Анаксагор воспринял и развил идеи элейской школы. По Анаксагору, природа — это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он называл «семенами вещей». Позже эти частицы вещей были названы им «гомеомериями», или «подобночастными». 
    Гомеомерии, как считал Анаксагор, движутся и упорядочиваются неким космическим умом. При этом космический ум – нус — существуюет независимо от материальных частиц (семян). Его сочинение «О природе» давало естественнонаучное объяснение небесных явлений (лунных затмений), что и послужило поводом для обвинений в богохульстве.
    Анаксагор так  толковал происхождение мира. Все вещества   были   вместе — однородная   масса.  Гомеомерия — материя, на которую воздействует ум, он и привел все в порядок. Начало Вселенной — это ум и материя. Во всем есть часть всего. Луна обитаема. Воздух содержит в себе семена всего. Семена вещей  уносятся вниз дождем и порождают растения. Ум есть душа. Ум имеется у всех животных. Во всех вещах (даже растениях) один и тот же ум (их душа), но в разных степенях. Все познается противоположным («холодное познается теплым, пресное — соленым, сладкое — горьким сообразно тому, чего в другом недостает»), а не подобным. Мир никогда не разрушится.
    Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом (род. 460 г., умер 90—100 лет). Это был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. В жизни своей он сам много учился, слушал элеатов и пифагорейцев, был в Египте и Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии, знал Сократа и Анаксагора, дружил с врачом и натурфилософом Гиппократом. Сочинения его, в основном, утеряны, сохранились лишь отрывки.
   Демокрит был первым мыслителем-материалистом, разделившим бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т. д.) субъективны. (Очевидно здесь влияние на Демокрита со стороны Протагора). Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т. е. все подчинено роковой необходимости.
     Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов — круглых, гладких, мельчайших и подвижных Душа состоит из атомов огня. Атомы расположены  в теле. Демокрит был первым, кто  толковал душу материалистически. Ощущения возникают, согласно Демокриту, от движения атомов. Восприятие вещей происходит от истечения, эманации свойств  предметов. Зрение — из истечения телесных образов. Мышление — результат самых тонких истечений, поскольку оно тоньше, чем чувства.
    Демокриту принадлежат две версии о мире. Первая — атомы хаотично движутся во всевозможных направлениях, сталкиваются, образуются вихри, из них — земля и светила, луна втянута в вихрь земли. Вторая — атомы вначале падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее и нагоняли более легкие; от ударов образовывались вихри и далее по первой версии. И в первой, и во второй версии в качестве источника движения действовала роковая необходимость.
     Атомизм явился своеобразным завершением механицизма во взгляде на синтез бытия и небытия.
    В чем это заключалось?
     1.Все качественные отличия веществ объяснялись из единого по качеству бытия вообще, а не данного в чувственном опыте (у Эмпедокла— единством четырех веществ, у Анаксагора— всех «семян вещей»),
    2. Для объяснения взаимодействия вещей нужно было объяснить источник движения (у Эмпедокла это были две силы, у Анаксагора — одна, разум).
     Платон и Аристотель высоко ценили идею Анаксагора о нусе не за совершенную форму механизма, а за мысль о новом начале («уме» или «разуме»).
  

31.01.2012