Античная философия. Софизм

sofizm    Софизм возник почти одновременно с теми направлениями, о которых мы уже говорили, во 2-й половине V в. до н. э. Это скептическое, субъективно-идеалистическле философское  направление.
    Кто такие софисты? Для того, чтобы понять смысл этого слова, надо отойти от его современного понимания, согласно которому «софист» — это интеллектуальный фокусник и мошенник. В античной философии слова «софист» и «софизм» понимали  иначе. «Софист» означал «мудрец». Так называли людей выдающихся в интеллектуальном отношении. Например, древний историк Геродот называл софистами Фалеса, Пифагора и др. мыслителей.
     Однако в то время, о котором мы говорим (2-я половина V в. до н. э.), софистами стали называть людей особой профессии, а именно — преподававших за плату научные сведения. Ее представители с гордостью носили имя «софист».
     Первым сам и добровольно назвал себя софистом Протагор (490—420 гг. до н. э.), затем Горгий, Продик и Гиппий — современники Протагора. Они путешествовали по Греции (не имея определенного местожительства) и давали уроки мудрости за плату.    Платон в диалогах «Протагор» и «Горгий» рассказывал о том, что их современники принимали софистов с радостью и платили им немалые деньги, так что Протагор зарабатывал преподаванием больше, чем Фидий своими статуями.
    Чему же учили софисты? Первые софисты называли себя учителями не только мудрости, но и добродетели, под которой подразумевалось у греков не одно лишь нравственное совершенство, а также практичность, способность к ведению общественных и государственных дел. Слово же «мудрость» было в те времена синонимом науки, так что первые «софисты» выступали как платные преподаватели тогдашней науки. А поскольку философия тогда охватывала всю науку и не называлась собственно философией, а просто мудростью, то учителя были софистами, мудрецами, а их целью было — дать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности.
    Следует учесть, что такое образование было насущной потребностью тогдашнего демократического государственного строя, при котором каждый полноправный гражданин мог принимать участие в народных собраниях, а значит — в государственных делах. Победа в народном собрании доставалась тому, кто умел воздействовать на умы своих сограждан. Каким образом? С помощью красноречия. Поэтому софисты особое внимание уделяли риторике, ораторскому искусству. Впоследствии само слово «софист» стало обозначать учителя красноречия, или ораторского искусства.
     Софисты в Древней Греции существовали довольно долгое время. Так, например, еще при Марке Аврелии в Афинах было два софиста, т. е. два учителя ораторского искусства, один из которых получал содержание от города, а другой —из императорской казны.
     Главное положение  учения Протагора состояло в следующем: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Что это значит?
    Платон писал о Протагоре, что тот основывал свое учение на положении Гераклита о всеобщей текучести вещей. Так как все течет, то течет и воспринимающий субъект, поэтому каждое чувственное восприятие порождается столкновением двух движений, двух изменений. С одной стороны, это изменения воспринимающего субъекта, а с другой – изменения, происходящие в объекте.  
    Значит, все, что мы воспринимаем, зависит от воспринимающего субъекта, оно субъективно. Вот почему ветер одним людям кажется холодным, а другим – теплым. Если мир зависит от восприятия человека, и человек – мера всех вещей, тогда для каждого человека существует своя истина. Следовательно, все мнения людей истинны. Истинны и взаимно исключающие  друг друга суждения. Объективной истины нет. О любой вещи можно судить двояко.
     Протагор ввел принцип относительности  истины. Он полагал, что все в мире относительно, истина определяется субъектом, и никакое знание не может считаться научным. Отвергая науку, софисты отвергали также и религию.
    У Протагора есть довольно аскетическое сочинение на этот счет — «О богах», за которое он был обвинен в бесчестии. Сочинение было публично сожжено на площади.  Как говорят древнегреческие истории, оно начиналось словами: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни».
    Протагор известен также своим произведением – руководством для ведения споров. За него он подвергся особой критике, т.к. он учил  «придавать слабым мыслям вид очень сильных».
    Спасаясь от гонения за свои вольные мысли, Протагор бежал из Афин.
    Скептицизм и субъективный идеализм, учение об относительности истины  софистов повлияли на дальнейшее развитие философской мысли античности. Правда, влияние это было «от противного». Своим отрицанием истинности всякого знания вообще софисты, напротив, способствовали появлению интереса к знанию. С этого времени в философии начинается новый период. Философия обращается к знанию и основывается на нем, формируя логику и диалектику знания. Этот период называется гностическим. Он  начинается с Сократа и заканчивается Аристотелем. Он считается также  классическим периодом античной философии.

31.01.2012