Августин и учение о трансценденции
Августин (354-430) — видный теоретик средневековой философии, теолог и философ. Его философские идеи изложены в произведениях «Об истинной религии», «О свободной воле», «Исповедь», «О граде Божьем». Последнее произведение — наиболее значительно; в нем философ рассматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и «град Божий», т. е. духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.
1. Главным в учении Августина было учение о Боге. Именно оно оказало решающее влияние на схоластику. Бог — высшее бытие, в нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Бог сотворил мир из ничего, и по своей воле, а не в силу необходимости. .
Догмат о творении в корне менял мировоззрение. Центр тяжести переходил с природного начала на сверхприродное и внеприродное начало. Античные боги были родственны природе, христианский же Бог стоял над природой, по ту сторону ее, Он стал трансцендентным Богом.
В труде «О граде Божьем» Августин писал: «Времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением… Нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем». Таким образом, активное творческое начало изымалось из природы, из космоса и передавалось Богу. В средневековой философии космос уже не был самодовлеющим и вечным бытием, единым целым.
2. Учение о трансценденции включало в себя представление о мире как второй реальности. С Августином на место античного дуализма (разум и материя) пришел идеалистический монизм, т. е. принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало — Бог, все остальное — вторично, Его творение. Две реальности: Бог и мир, сотворенный Им, — разделены абсолютно, онтологически. Бог — истинное бытие, он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего. Богу, таким образом, приписывались атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. В книге «О граде Божьем» читаем: «И если (Бог) отнимает от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы»
3. Уже в патристике Августина формировалось учение о предопределении, христианская телеология. Суть его состояла в утверждении, что хотя субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Своим предвечным решением одних людей Бог избрал для спасения, а других — для осуждения на муки. Божественное предопределение формируется, согласно Августину, с помощью церкви. В своих богословских сочинениях Августин неоднократно обращался к понятию церкви, имеющему решающее значение для его мировоззрения. Позднее, для схоластиков, в частности для Фомы Аквинского, оно стало фундаментальным.
4. Учение о философии как теологии завершало представление Августина о трансценденции. Он писал так: если философия есть любовь к мудрости, а под мудростью мы понимаем Бога, то истинной философией будет теология, а истинным философом — теолог. Философ, по Августину не тот, что «философствует сообразно стихиям мира сего», а — «сообразно Богу, которым сотворен сам мир».
С именем Августина связана еще одна немаловажная традиция. Он немало внимания уделял психологии человеческой души. Христианская психология основана на идее греховности человеческой души. Глубины души человека — представляют для него самого такую же тайну, как и все, сотворенное Богом. Но постижение этих глубин жизненно необходимо для «спасения души», ее очищения от греха. По этой причине большое значение приобретает исповедь. Европейская культура обязана именно Августину началом исповедального жанра в философии. «Исповедь» Ж-Ж. Руссо, «Исповедь» Л. Толстого восходит к своему общему началу — «Исповеди» Августина.