Человек и познания. Истина и правда

Рассмотрение основных принципов познания дал нам возможность убедиться: познание является органической составной частью человеческой жизнедеятельности. Благодаря познанию человек получает возможность относиться к действительности сознательно, со знанием, оценивать ее, понимать и увеличивать свои жизненные возможности. Но акцентирование только положительной стороны познания было бы проявлением одностороннего подхода к нему. Из глубин истории до нас дошло свидетельство совершенно иного его толкования: «Я предался сердцем, чтобы познать мудрость, познать безумие и безумие, и я узнал, что и это погоня за ветром, ибо в великой мудрости — большая печаль. Кто добавляет знания, добавляет страдания «(Библия, Проп., И, 17-18).
Видение знания и познания в негативном аспекте засвидетельствовано также древнегреческими мифами (в частности о царе Эдипе) и известной ренессансной легенде о докторе Фаусте. Французский философ А. Бергсон объяснял отрицательные аспекты познания его ограниченностью, фрагментарностью, тем, что знание вскрывает целостность бытия и потому неизбежно его механизирует, убивая жизненность. Опираясь на выделенные основные смысловые акценты в понятии познания (подразделение 13.1), мы можем добавить, что негативные аспекты познания связаны также с желанием с его помощью обладать реальностью, использовать познано исключительно утилитарными, но — частичными и ограниченными целями и намерениями. Именно последние моменты дают возможность понять, почему успехи познания привели к ужасной современного экономического кризиса, чем мощным ускорителем познавательной деятельности на протяжении последних веков были военные нужды и разработки в области создания оружия массового уничтожения людей.
Учет как положительных, так и негативных проявлений познания подводит к мысли, что его нельзя отрывать от сохранности человека, познающего. Знание может иметь сугубо информационный характер, характер внешней осведомленности и не затрагивать глубинных интересов человека. Такое знание легко превращается в средство деятельности и даже на товар. Но, кроме того, знание может быть органичным глубинам человеческой личности, внутренне, имманентно понятным человеку из-за того, что оно добыто путем «пота и крови». В таком варианте знания возникает связанным с попыткой достичь через познание самого важного для человека: самопознание, высших жизненных смыслов, жизненного счастья и душевного равновесия. Такое знание мы не можем противопоставлять ни человеку, ни цельности бытия.
Современные исследования научного познания доказывают, что и в науке позиция исследователя, его предпочтения, мировоззренческие принципы и даже темперамент могут существенно влиять на результаты его познавательных действий. В связи с этим наряду с понятием истины в оценке познания используется еще и понятие правды. По общему определению, правда — это истина, соединенная с жизненной позицией человека, поиском, опытом, достижениями и потерями. Если истина как идеал науки предполагает отстраненное, объективное определение того, что есть, и таким, каким оно есть, то правда синтетическая, всегда чья-то, а не абстрактная. Правду нельзя исключить из реалий жизни, из всей гаммы человеческих чувств, стремлений, страданий и надежд. Поэтому художественное познание, как и творчество вообще, мы оцениваем не с помощью понятия истины, а через правду, ибо действительность здесь пoстае в определение человеческого отношения к ней.
Итак, правда характеризует знания и познания как человеческое, целостную, личностную позицию относительно мира и бытия.

21.02.2012