Деятельность и екзистенциалив человеческого бытия. Структура человеческой деятельности и сущностные силы человека.

Все наши рассуждения о человеке подводят к выводу, что основой бытия человека возникает деятельность как особый, специфический проявление человеческой активности. Особенность человеческой деятельности проявляется прежде всего в том, что она переводит измерения, параметры качества естественно-космических процессов в составляющие человеческой жизнедеятельности и наоборот — человеческие потребности, намерения и время — в реальные, физические вещи и процессы. Деятельность выступает как универсальная среда, объединяющая человека с миром, в том числе — с ее особым духовным универсумом. Вследствие того сама человеческая деятельность предстает как своеобразно преобразован, трансформирован космический процесс, а естественные процессы впервые приобретают своего яркого выявления лишь в пределах человеческой деятельности. Так, например, большое разнообразие химических элементов и соединений человек смог обнаружить не через простое наблюдение природы, а лишь втягивая природные процессы в сферу собственной деятельности.
Как обычно, выделяют три основных вида человеческой деятельности:
1. Материальная (практическая) — связана с преобразованием природы, с преодолением сопротивления материала, с действием с объектами
2. Духовная — связана с осознанием, знанием, мышлением и образованием понятий, идей
3. Духовно-практическая — связана с созданием особых символических форм, фиксирующих высшие ценности человека (философия, религия, искусство).
Всем этим формам присущи те фундаментальные характеристики, которые определяют человеческую деятельность как:
• человеческая деятельность имеет преобразовательный, а не приспособительный характер; человек, создавая культуру, изменяет природу;
• человеческая деятельность направлена ??к определенной цели (целенаправленная), а потому она предоставляет своим результатам определенных функций и определенного назначения;
• человеческая деятельность предметная, т.е. она изымает из природно-космической сохранности свойства, качества, силы, характеристики вещей и процессов, привлекая их к содержанию деятельности и человеческого познания;
• человеческая деятельность антропомирна, т.е. на ее процессах, содержании, характеристиках лежит масштаб человека, его интересов, потребностей, знаний, в этом смысле деятельность предстает как «визитной карточкой» человечества определенного уровня развития;
• человеческая деятельность социальное организована, т.е. предполагает человеческие объединения, общения, разделение труда, обмен знаниями и навыками;
• человеческая деятельность сознательная, то есть духовно обусловлена; человеческая деятельность только тогда приобретает развитого вида, когда она перерастает в самодеятельность. До тех пор пока человек действует в ответ на действие внешних факторов, деятельность остается в значительной степени случайным, систематически и потому — не собственно человеческой. Только тогда, когда человек осознает свою специфическую деятельность как свою силу, превосходство, как основу содержательной полноты своей жизни и начинает специально ее развивать и совершенствовать, деятельность становится собственно человеческой. Поэтому, когда некоторые, пытаясь максимально сблизить людей и животных, утверждает, что животные также могут делать несколько искусственное, например, строить гнезда, плотины и др.., То забывается одно, принципиально важно: животные делают это однообразно, с века в век, из поколения в поколение, и поэтому у них нет истории, а человек способен саму деятельность сделать специальным предметом самой деятельности, изменять ее, развивать, совершенствовать. Это и есть деятельность как самодеятельность, т.е. направленная на свое развитие и совершенствование. В этом смысле целью человека может быть совершенствование в определенных видах деятельности ради них самих, а не ради какого-то прагматического результата. Отсюда следует человеческая потребность в самовыражении через определенные виды деятельности.
Понимание деятельности как основы собственно человеческого способа бытия дает возможность очертить екзистенциалив человеческого бытия. Термин «екзистенциалив» происходит от слова «экзистенция», который в философии XX ст. употребляют для обозначения специфики человеческого существования. С этой точки зрения термин «екзистенциалив» означает:
— То, за чем нет человека как человека;
— То, чего нет в мире без человека, то есть именно то, что человек вносит в мир своим способом бытия.
К основным екзистенциалив человеческого бытия на основе соображений философии XX века. можно видность:
• не прямое, непосредственное, т.е. естественное, а опосредованное культурой, знанием, пониманием отношения к действительности, это обозначают иногда как отпадение, отлучение человека от целостного бытия, как закинутисть в мир, именно потому, что человек оказывается на определенной дистанции от прямых реакций на дийнисть и от прямого на нее воздействия;
• трансцендирование (дословно — выход за пределы, разбирательствам через что-то) — неприлученисть человека ни к чему окончательно и навсегда, своеобразное «перелитання» от одних форм приобщения к бытию другим, невкориненисть человека, переходит в дальнейшее екзистенциалив;
• свобода, т.е. незапрограмованисть, наличие выбора типа действий и поведения;
• индивидуации: в природных процессах любые отдельные явления всегда вплетены в определенные системы взаимодействий и не имеют собственного автономного значения; в человеческом же бытии наоборот-на первый план выходят человеческая индивидуальность, уникальность и неповторимость, здесь богатство развития индивидуальности становится условием разнообразия человечества вообще ;
• принципиальное единство человеческого начала бытия: благодаря сознанию, пониманию, общению человек осознает себя частью человечества: «выбирая себя, я всегда создаю всеобщее. Я создаю его, понимая проект любого другого человека, к какой бы эпохе она не принадлежала «(Ж-П.Сартр). Ярко ту же мысль высказал Джон Донн (англ. поэт XVI — XVII вв.): Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе, каждый человек является частью материка, часть суши, и если волна снесет в море береговой утес, уменьшится Европа;, смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я в единстве со всем человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он — по тебе;
• пребывание (бытие) «на грани», этот важный екзистенциалив человеческого бытия бы интегрирует все другие, потому фиксирует проблематичность, неузасадненисть, но одновременно и подвижность, динамизм и диалогизм человеческого существования. По мнению М.Аббаньяно, Бубер, П.Тиллиха, М.Шеллера, человеческое бытие характеризуется ведением своеобразного диалога — с Богом, Космосом, другим человеком, мировыми глубинами, с самим собой подобное.
В целом положение человека в мире можно передать условно как пребывание на перекрестке двух бесконечностей: с одной ее стороны лежит бесконечность космоса, Вселенной, а, с другой — бесконечность ее культуротворення и собственных проявлений, и человек переводит одну бесконечность в другую. На человеке мир словно фокусируется, но одновременно и трансформируется, выходя в человеческую историю, где скрытые силы и свойства природы приобретают своей яркости, разнообразию и обнаружения. Фактически это значит, что человек одновременно присоединена к конечному и бесконечному, частичного и тотального, т.е. человек существует словно на перекрестке вечных мировых или бытийных альтернатив: духа и тела, неба и земли, единственности и всеобщности, низости и величия, свободы и необходимости. Эти альтернативы образуют своеобразное «силовое поле» человеческого бытия, предоставляя внутренней напряженности. Но одновременно они вводят человека в состояние внутренней противоречивости, извечного споры с самим собой: человеку хотелось бы находиться в полноте и целостности, т.е. иметь одновременно и земное, и небесное, и преходящее и вечное, но это невозможно — невозможно в какой-то простой способ это совместить . И все же каждая человеческая жизнь фактически представляет нам вариант решения данных противоречий и определенное сочетание названных альтернатив. Точнее — может дать, если мы это жизнь поймем, ведь оно может возникать довольно смутным и сознательно построенным даже без их учета. Однако, когда человек строит свою жизнь осмысленно, она не может их обойти, она пытается сделать реальные и решительные шаги для их определенного сочетания. Такие действия человека, которые возникают направленными именно на сочетание первых альтернатив человеческой жизни, обычно называют жизненными поступками. Поэтому поступки — это не какие угодно действия, а лишь те, которые вводят человека в самое средоточие человеческой жизни, являясь его своеобразным «узловыми пунктами». При исследовании человеческой деятельности в ее структуре выделяют: а) операции, направленные на решение определенных задач б) действия, направленные к конкретной цели, и в) собственно деятельность, связанная с мотивами или смыслами. Поступки человека предстают своеобразными «атомами» человеческой деятельности, поскольку «замыкают» его действия на самые жизненные смыслы. Жизненным задачам человека возникает ее самосозидания, самоосуществление, самовыражение через развитие форм деятельности, культуры, социальных отношений и др.. При том, конечно, человек использует свои качества, способности, задатки. Фейербах, представитель немецкой классической философии, настаивая на том, что человека следует рассматривать всесторонне, выделил такие ее так называемые «сущностные силы»: «Какими предстают отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Ум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства «. Во сущностными силами человека, как обычно, понимаются те силы и способности, опираясь на которые человек способен утверждаться в мире специфически человеческим способом. В современном обрисовке сущностные силы человека выглядят несколько шире, поскольку в названных Л.Фейербахом добавляют еще и человеческую телесность. Итак, человеческая телесность предстает достаточно уникальной, чрезвычайно сложной, такой, который концентрирует в себе почти все известные нам естественно космические качества: именно через человеческую телесность качества, свойства вещества предстают в своих ярких проявлениях, так что мы имеем основания утверждать, что только в человеческом восприятии цвета начинают приобретать полноты спектральных проявлений, запахи — надлежащей оценки, вкусы — реакций, и др.. Человеческая телесность имеет чрезвычайную пластичность, высокая степень саморегуляции и др.. Человеческие чувства, как об этом свидетельствуют сегодня специальные исследования, всегда предметно нагружены и в определенной степени интеллектуализированные. Поэтому они, во-первых, достигают высочайших чувств, таких, как любовь, самоотверженность, страх, ненависть, надежда и др.. Такого рода чувства, во-вторых, способны быть ведущими факторами человеческого поведения, значительно превосходящими всякие другие, в том числе — инстинкт самосохранения. Человеческое мышление (иногда — понимание) поднимает человек над всем сущим, позволяя судить о нем, оценивать, мысленно перерабатывать, проникать в глубинные закономерности мира, находиться, наконец, на дистанции в отношении ко всякой реальности. Наконец, воля, воление наделяет человека уникальными в мире живого способностями концентрировать свои силы, энергию, замыслы на определенной цели, на определенных действиях, которые могут не иметь непосредственного витального (жизненного) значения, а также могут находиться на огромном пространственной и временной расстоянии от человека . Существует несколько преувеличен, но и в определенной степени оправдан афоризм: «Нельзя, но если сильно предпочитать, то можно». Все эти силы будто выводят человека в первый ряд того всемирного процесса, где происходит самораскрытие и самопродукування мировых сил и новых сущностей. Поэтому современное понимание человека позволяет нам в должной мере оценить древние философские утверждения о том, что глубины мира раскрываются в человеке и через человека. А отсюда следует, что мы не должны относиться к человеку, как к «биомассы», что ценность человека не может быть ограничено ни его социальными функциями, ни даже его мыслями и идеалами: это передний край мировой метаморфозу (процесса изменения и порождение новых форм).

21.02.2012