Древнекитайская философия. Конфуцианство

konfucianstvo   Конфуцианство — другая философия Древнего Китая. Это ученик, основанное  Конфуцием, жившим примерно в  551-479 гг. до н. э. Основные понятия этой философии: тянь, жэнь, сяо, ли. Одно из учений Конфуция называется учением о  середине
   Конфуций — виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Конфуций занимался упорядочением древних книг и составлением комментариев к «Книге Перемен» (Ицзин). Он написал «Летопись» царства Лу, при правительстве которого был советником. Воззрения Конфуция изложены главным образом к книге «Беседы и суждения» (Лунь-юй). Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и ближайших его учеников.
    В учении Конфуция мы видим совсем иную, нежели в даосизме, традицию. Здесь и почитание знати, и требование признания строгой субординации внутри общества, и целый свод этических правил. «Сяо» — «почтение к родителям», «ди» — «почтение к старшему брату», «чжун» — «верность правителю и своему господину». Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков.
    Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанно. Но вместе с тем он считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, которая основывается у них  на врожденном знании, составляющим высший вид знания.
    Признавая существование “Владыки Неба” и духов, Конфуций верил в судьбу. Конфуций, таким образом, в отличие от даосов, придерживался более традиционных религиозных взглядов и народных верований.
     Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официально китайской идеологией. Конфуций был обожествлен.
    Основные категории конфуцианства приведены в книге  Конфуция «Лунь-юй».
      Это — жэнь   (буквально   “человеколюбие”) — категория   конфуцианской  этики.  Принцип  жэнь  гласит:   «Чего  не  желаешь себе, того не делай другим».
    Другая важнейшая категория — ли (буквально “почтительность, “церемониал”, “церемонии”, “ритуал”). Это понятие конфуцианской этики  объединяло широкий круг правил, имевших целью регулирование отношений между управителями и их подданными, между всеми общественными группами (сословиями, родами, семьями) и внутри их, а также отношений между отдельными людьми.
     Принцип ли  в конфуцианстве отождествлялся с принципом дао. Дао в понимании Конфуция – «путь человека», его нравственное поведение, а также – основанный на морали социальный порядок (а не путь вообще как в даосизме).
   Для Китая конфуцианство имело то же значение, что для Индии ведизм. Оно было важнейшей ортодоксальной школой.  Правда, в Индии было множество школ, ни одна из которых не являлась официально приоритетной. В Китае же конфуцианство добилось официального статуса государственной  идеологии (во II в. до и. э.). Этот статус оно  сохранило  вплоть до Нового времени.
    Каковы  основные положения конфуцианства?
    Во-первых, в основе взглядов Конфуция лежало традиционно религиозное представление о Небе (“Тянь”). Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку Небо — Всеобщий прародитель и Великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает ему жизненные правила.
    Во-вторых, культ Тянь связан с социальным учением Конфуция об «исправлении имен», смысл которого состоит в том, что каждый должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией).

    Приведем положение об этом в книге «Лунь-юй».
/Об управлении страной на основе ритуала и «исправления имен»/
    «Учитель сказал: «Правитель (всегда должен быть) правителем, слуга — слугой, отец — отцом, сын — сыном»  (Гл «Янь Юань»).
    «Учитель сказал: «Простолюдинов можно заставлять следовать должным путем, но им не надо знать, почему это нужно делать» (Гл. «Тайбо»).
     «Конфуций сказал: «Если наставлять людей с помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с помощью нравственных требований и установить правило поведения, сообразно ли, то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь” (Гл..»Вэйчжэн», с. 192).

    В-третьих, в отличие от даосизма, в конфуцианстве большое значение придается ритуалу, этикету, неписанным правилам. В соответствии с этим существовало учение о «благородном муже», который следует правилам Ли. «Благородный муж» думает, прежде всего, о том, как жить, не нарушая законы. Он обязан соответствовать требованиям ритуала. Это включает в себя соблюдение многих нравственных правил.
    Эти правила описаны в книге Конфуция.
    /Этические положения/
    (Ученик) Цзы-Гун спросил учителя: «Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?»  Учитель ответил: «Можно. Чего не желаешь себе, того не делай и другим» ( Гл. «Лин Вэй-гун»).
    «Конфуций сказал: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек — о выгоде» (Гл. “Ли-жэнь”).
     «Учитель сказал: «Если верхи следуют в делах правилам ли, то простолюдины будут послушны» (Гл. “Сянь-вэнь”).

     Принцип ли, таким образом, был тем фундаментом, на котором строилась социальная структура китайского общества. Буквально ли означало: норму, церемониал, порядок. Смыслом этой нормы было требование соблюдения навечно установленных иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли невозможен общественный порядок, а значит и благополучие, процветание в государстве: «Нет ли,  — значит, нет различий между государем и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми… Ли — установленный порядок вещей».

    В-четвертых,  Конфуций стал также педагогом, важное место в его учении занимала педагогика, проблемы воспитания. Содержанием педагогики было, прежде всего, требование хорошее знания “старого”, китайской традиции, и почитание старых учителей. Послушание учителю призвано избавить от ошибок  Большая роль отведена нравственному  воспитанию.
/О предмете и способах достижения знания. Методы обучения/
    «Учитель сказал: «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга… Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны» («Лунь-юй”.  Гл. «Ян Хо»).
    «Учитель сказал: «Я подражаю старине, а не сочиняю, верю в старину и люблю ее» (Гл. “Шуэр”}.
    «Конфуций сказал: «Я не тот, кто обладает знанием от рождения, а тот, кто любя древность, усердно ищет ее” (Гл. “Ян Хо”).
    «Если.только учиться и не стремиться к размышлениям, то от этого мало будет проку. А если только размышлять и не учиться, то это приведет к возникновению сомнений и непостоянства (Тл. “Цзиши”),
    «Конфуций сказал: «Человеку, наделенному способностям сверх обычного, можно сообщить глубокие и высокие принципы. Но человеку со слабым умом нельзя сообщать высоки и глубоких принципов” (Гл. “Юие”).
     Конфуцианство широко известно своим “учением о середине”, которое после Конфуция было развито его последователями. В XII в. неоконфуцианцы так излагали смысл учения о середине: Цель жизни — постижение сути вещей; постижение сути вещей возможно с помощью знания знание поможет изменить природу сердца и совершенствовать тело. В основе знания — постижение «Небесного Разума — Закона». “Разум — Закон Поднебесной” учит, что есть только две вещи: истина и ложь. Тот, кто следует истине, творит добро. Тот, кто следует лжи, творит зло. Служение родителям — в почтении к ним. Служение господину — в преданности. Всякое служение предполагает различение истины и лжи, выбор истины и претворение этой истины в поступки.
     Итак, мы рассмотрели две концепции китайской философии: даосизм и конфуцианство. Концепция конфуцианства основывалась на этике гармонии человека с социумом, благодаря соблюдению определенных правил ли.  Концепция даосизма — на идее гармонизации человека и космоса. В древнем трактате “Чжуан-цзы” говорится: «Конфуций утверждал, что он «странствует в человеческом», а даосы «странствуют за пределами человеческого».
     Можно заключить, что конфуцианство принадлежит к истинно китайской традиции, тогда как даосизм — к мировой философии вообще. Даосское стремление выйти за пределы социума в космос отражало общечеловеческое стремление личности вырваться из замкнутости «земного» круга и государственности. Человек во все времена обладал общечеловеческим порывом ощутить себя микрокосмосом, естественным элементом космоса, совпадающим с последним по своей структуре и по сути.

30.01.2012