Философия эпохи эллинизма и переход к новой эпохе философской мысли
В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса греческой демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав огромной — державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад империи после смерти Александра Македонского вызвал глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества и усилил этико-созерцателъные стороны философии. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.
Стоики — последователи философской школы Стои (Афины), их жизненный идеал — невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э.. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э.- 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 —180 гг. н.э.). Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.
Обратимся к некоторым дошедшим до нас текстам стоиков
— «Бог — это огненная пневма, наделенная разумом, лишенная формы, превращающаяся в то, во что желает, и уподобляющаяся всему». (С. 489).
— «Судьба — это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком… Стоики говорят, что судьба — это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь». (С. 490).
— «3енон дает такое определение страсти: страсть — то, что он называет pathos — есть душевное волнение, противоположное здравому смыслу и противное природе» (С. 500).
— «Зенон первый употребил слово «долг»”, ибо он вывел его из слов «то, что подобает». (С. 500).
— «[Стоики] говорят, что мудрец бесстрастен, поскольку он не падок [до чего-либо]” (С. 500).
— «Только он [мудрец] свободен, дурные люди — рабы. Свобода — это возможность действовать самостоятельно, рабство же — утрата такой самостоятельности». (С. 502). .- «Жизнь наша подобна тому, как мироздание одно. Это как бы стадо, которое пасется на общих пастбищах согласно общему закону». (С. 503).
Как видим, в основу философии стоики полагали здравомыслие, а главным достоинством считали невозмутимость и свободу и от внешнего мира, и от собственных страстей. Стоики разработали основные правила «науки смерти»: они считали, что настоящий мудрец не должен бояться смерти — это и есть философия. Они обратились к уроку смерти Сократа. С той, однако, разницей, что в основе их философии лежал принцип безразличия, бесстрастия, или апатии. Последний идеал стоиков. Другой принцип стоиков — зависимость от рока, судьбы, бесполезность сопротивления тому, что суждено. Для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода же — в признании и согласии с этой необходимостью.
Эпикурейство — философское направление, основанное известным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 — 270 гг. до н. э.), а в римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99-55 гг. до н. э.).
Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпикура». Главное в его учении — этика поведения, приводящего к счастью. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз — не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида. Это учение о счастье называется эвдемонизмом (от греч. эвдемониа — счастье, довольство). Эвдемонизм — философское направление в этике, признающее источником нравственности стремление человека к. счастью. Оно возникло впервые в античной философии.
Этика Эпикура основана на атомистической натурфилософии и материалистическом сенсуализме: реальным является лишь бытие отдельных атомов, а все их образования (вещи, космос) — вторичны, сцепления атомов; истинно то, что мы ощущаем, только ощущения не обманывают. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедоническая (от греч. гедоне — удовольствие); удовольствию эпикурейство придавало значение цели жизни. Но это не чувственное удовольствие, не грубое животное наслаждение, а состояние духовной стабильности (атараксии). Это состояние невозмутимости. которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Душа человека, по Эпикуру, умирает вместе с телом, т. к. душа, как и тело, состоит из атомов. Смерти не следует бояться, говорил он, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит, смерти нет ни для живых, ни для мертвых.
Вот как он писал об этом в «Письме к Манекею».
«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной… Глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается… Когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Натурфилософия Эпикура — высший этап развития атомистического материализма Древней Греции. Причем, размышляя о причинной необходимости явлений, Эпикур находил, что в рамках необходимости должна быть и разгадка свободы. И приходит к оригинальному суждению, основанному на поправке атомистической теории Демокрита: движение атомов, хотя и подчинено необходимости, обусловлено и их внутренним свойством — тяжестью (и некоторыми другими свойствами), поэтому возможно отклонение от пути их движения. Основываясь на идее о самодвижении атома, Эпикур истолковывал его как необходимое условие свободы человека.
Оригинальны и суждения Эпикура о потребностях и желаниях людей. Есть три вида желаний: 1) естественные и необходимые для жизни; 2) естественные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не естественные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа.
Эпикуру приписывают правило «живи скрытно», т. е. в тесном кругу близких друзей, не участвуя в шумной государственной жизни.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии, повлиявшей на научную мысль Европы. К началу нашей эры усилились стремления к религии, распространились религиозные учения и культы, которые нашли благоприятную почву в Римской империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становилась религиозной. Идеи и учения античной философии завершили свое развитие. Подводя итоги, отметим, что эти учения представляли собой высшую степень развития философской мысли, предшествующей европейской науке. Древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.
А на арену истории вступала новая христианская культура, с проповедью любви к ближнему и всепрощения, жестоко расправляясь с инакомыслящими.