Философия Гегеля как высшее достижение немецкой классической философии
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штудгарте, учился на теологическом факультете Тюбингенского института, занимался домашним учительством, был директором Нюрнбергской гимназии и, наконец, завершил свой творческий путь ректором Берлинского университета. Именно Гегель в своих работах дал идеям классической философии системно-завершенный вид. В его философской системы входили как важнейшие достижения предшествующей философии, так и философское осмысление основных сфер человеческого познания и жизнедеятельности. В 20-е годы XIX в. гегелевской философии был предоставлен статус официальной философии прусского правительства. Что же представляет собой философия Гегеля и благодаря чему она приобрела таких уникальных черт? Решая вопрос о исходную основу бытия, Гегель синтезировал идеи своих предшественников. Он считал, что основой мира является духовная субстанция — абсолютная идея, которая является единством сознания и самосознания. Одновременно это не только субстанция, но и субъект, есть действующий ум. Это означает, что абсолютная идея все порождает, все охватывает и все привлекает в поле своего интеллектуального созерцания (рефлексии). Итак, абсолютное идей — это единственная всеобъемлющая реальность, субстанция (1), единственный универсальный фактор всех форм бытия, т.е. субъект (2) и, наконец, единственное рефлексивное поле мировых процессов, то есть мировой дух или разум (3). Если это так, то получается, что абсолютная идея выстраивает реальность сама по себе и одновременно привлекает все это (реальность и ее конструирования) в свой смысл. То есть она все время обогащается, наращивает свое смысловое наполнение, оставаясь единой и всеобъемлющей. Из такого видения мироздания следуют важнейшие принципы гегелевской философии:
-Принцип тождества мышления и бытия (все, что есть, порождено мышлением и может быть сведено к нему);
-Принцип всеобщему связи (все связано со всем)
-Принцип развития.
Если абсолютная идея всеобъемлющая, то она не имеет и не может иметь никаких внешних факторов для своих действий. Это означает, что такие факторы могут быть только внутренними. Возникает проблема определения внутренних источников движения, активности абсолютной идеи, а значит, и всего, что существует. Поскольку движение — это изменения, то он предполагает наличие внутренних различий, предельным проявлением которых возникают противоположности. Именно противоположности являются предельными границами возможного изменчивости любых предметов и явлений в пределах определенного качества (протилежнишого за обратное не существует). Если мы рассматриваем вещи через противоположности, т.е. их предельные проявления, то мы берем их в целом. Учитывая, что это противоположности того же предмета, которые неотделимы друг от друга, они предстают вместе как противоречие — единство и взаимоотталкивании (борьба) противоположностей. То есть дело, осмысленная через противоречия (единство и борьбу противоположностей) выступает одновременно внутренне цельной, но вариативно, разнообразно выявленной. Отсюда также следует, что осмысление вещи через ее противоречивость позволяет нам бы зажать ее в ее предельно возможные границы, т.е. иметь ее в целом, а не частично и не односторонне, ибо Гегель и выдвинул в свое время на первый взгляд совершенно парадоксальную тезис: » противоречия является признаком истины «. Но, конечно, это не следует понимать как призыв к накоплению нелепостей и парадоксов, а только к упражнениям в искусстве брать вещи целостно — как борьбу противоположностей в рамках одной сущности.
Конечно, противоречия возникают «душой» всей конструкции гегелевской философии. Если противоположности дают нам целостные определения предмета, то это означает, что все промежуточные состояния представляют собой определенное соотношение, определенную пропорцию сочетание противоположных качеств. То есть предмет предстает как противоречивый, изменчивый, подвижный. В противоположных проявлениях и определение он будто сам отличается от себя, оставаясь единственным, но разнообразно выявленным и противоречивым. Вспомним, что такое видение основ мира называется диалектикой (см. раздел 3). Вследствие того гегелевскую философию характеризуют как диалектическое, а самого Гегеля — как выдающегося теоретика диалектики. Ведь он не только утверждал, что мир подвижен и переменный через борьбу противоположностей, но и впервые раскрыл содержание и значение противоположных определений реальности, создал учение о противоречиях.
Поскольку абсолютная идея в философии Гегеля выступает единственной основой реальности, то она с необходимостью демонстрирует свой противоречивый характер, проходя последовательно в своем жизненном цикле через стадии тождества, различия-противоположности и внутреннего синтеза. Начальная, содержательная тождество идеи проявляется в логике — в движении чистых интеллектуальных форм. Однако тождество — это лишь одна сторона сущности абсолютной идеи, а другой — это различие, доходящее до степени противоположности. Поэтому, как говорит Гегель, абсолютная идея «отвергаем» сама себя в состояние природного бытия, и природа, таким образом, предстает у Гегеля как царство бесконечного накопления различий, «природа внешней самой себе» — любимое определение Гегеля. Однако стихия различий в природе не является хаосом, поскольку в ее основе лежит логика, и поэтому через все различия в природных процессах происходит движение к высшему, т.е. до полного самораскрытия содержания абсолютной идеи. На этом эволюционном пути естественные процессы проходят этапы механической, физической, химической, биологической движения, пока не достигают той ступени, где появляется человеческий разум как нечто противоположное материи природы. Разум в процессе познания проходит все те же стадии эволюции, пока, наконец, находит за всеми наслоениями природных процессов начальный духовный смысл. Весь грандиозный процесс движения абсолютной идеи обретает внутреннее завершение в абсолютном знании, т.е. в синтетической тождества идеи с самим собой, но с включением в конечный смысл всего, что было приобретено на пути эволюции.
Имея внутренне противоречивый характер, абсолютная идея проходит три основные стадии своего развития, составляющими ее жизненный цикл. Ясно, что этот цикл обусловлен развитием внутренних противоречий, а поскольку абсолютное идей представляет собой единственную основу всех явлений и процессов действительности, то подобный цикл вроде «занесен» в все вроде своеобразного «генетического кода» диалектики. Отсюда следует конечно (печально) характеристика гегелевской философии как накопление «триад»: тезис — антитезис — синтез и т.д. Почему эти стадии именно такие? Потому что они исчерпывают возможные варианты взаимодействия противоположностей во внутренних противоречиях абсолютной идеи: сначала доминирует (проявляется) одна противоположность («тезис»), затем ее постепенно превосходит (через самовыражения) вторая противоположность («антитеза»), потом, накладываясь друг на друга , противоположности сливаются («синтез»). Когда противоположности синтезируются, возникает новое качество, потому возникают новые противоположности и новые грани их взаимодействия. В таком случае, по Гегелю, абсолютная идея полностью раскрывает все свои возможные определения, пройдя путем эволюции природы, человеческой истории и познания. Поэтому все движение заканчивается абсолютным знанием. Опыт самоопределений может накапливаться и дальше, поэтому развитие идет путем отрицания и отрицания предыдущего отрицания, есть спиралевидно. Указанный триадный (тройной) цикл пронизывает всю систему философии Гегеля, ибо все противоречивое и подвижное.
Приведенная схема развертывания гегелевских философских рассуждений демонстрирует синтетический и системный характер философии Гегеля и объясняет, почему и как она вбирает в себя основные сферы жизнедеятельности и познания: ведь в ней человеческое познание выступает как всекосмична сила выявление внутренних возможностей бытия как такового, к тому же оно подражает всю всемирную эволюцию. В этой схеме также достаточно отчетливо видны основные составляющие философской системы Гегеля, ибо они дают целостное определение «цикла» абсолютной идеи. Эта система состоит из работ: «Феноменология духа» (описание цикла абсолютной идеи в целом); труда, подробно анализируют стадии развития абсолютной идеи — природа — «Философия природы», история общества и лицо — «Философия истории», «Философия духа», «Философия права»; дух (сознание) — «Наука логики», «История философии», «Философия религии», «Эстетика».
Если источники гегелевской философской системы содержатся в «Феноменологии духа», то сердцевина — в «Науке логики». Гегель создал принципиально новую сравнит с аристотелевской логику — логику диалектическую, логику противоречий. В нее входит три части: бытие, сущность, понятие. В каждой ее части смысл и эволюция мысли осуществлялись через противоречивое соотношение категорий по законам триады (например, в разделе «Бытие»: качество — количество — мера). Свою логику Гегель рассматривал как логику разума, а не рассудка, т.е. это была логика, способная осуществлять движение мысли в определение целого, а не частичного, не избегая противоречий, но и не консервируя их в виде антиномий (как это сделал Кант).
Как это следует понимать? Гегель обосновал мысль о существовании трех уровней деятельности сознания: чувственность (это то, что предоставленное сознания), рефлексия (это сознательная фиксация чувственности, умственное оперирование ее материалом) и рефлексия рефлексии (самосознание, фиксация сознанием своих собственных актов). Еще какого-то другого уровня принципиально не может быть, так и дальше, если мы попробуем сходить выше, повторяться только «рефлексия рефлексии», то есть фиксация рефлексией самого себя. Целостное, или умственное, мышление — это и есть мышление «второй рефлексии», когда мысль осознает, что все, что вырисовывается в ней, является содержанием только той же мысли. Поэтому диалектическая логика Гегеля — это логика самоусвидомленои мысли, логика выстраивания различного содержания в пределах того же разума. Разнообразие того самого, как это было подтверждено перед этим, выражается в противоречии, следовательно, логика «второй рефлексии» является логикой противоречий.
Три части диалектической логики Гегеля стали основой для дальнейшей интерпретации (или обоснование) трех законов диалектики. Сам Гегель считал выражение «законы диалектики» невозможным. По его мнению, диалектическая логика — это логика движения, динамики, изменений. А понятие закона фиксирует устойчивое, неизменное в определенном соотношении. Поэтому употребление понятия закона диалектической логики — это недиалектичне толкование диалектики. Гегель отмечал содержание основных разделов своей логики как «переход», «отношение» и «развитие». Рассмотрим этот смысл, учитывая уже распространены представления о «законы диалектики».
В разделе «Бытие» говорится о переходе количественных изменений в качественные. Суть перехода в том, что до определенного предела, который обозначен как «мера», количественные изменения не ведут к изменению качества. Но при истощение меры малейшее изменение количества ведет к изменению качества. В этом смысле именно последняя капля (когда чаша наполнена) переполняет чашу. Мера выступает как единство определенного количества с определенным качеством. Если мы выходим за пределы меры, начинают действовать другие количественно-качественные характеристики (например, и пара, и жидкость остаются с точки зрения химика водой, только гидролиз воды превращает ее в отдельные химические элементы, которые уже имеют свою меру количества и качества).
Количество и качество неотделимы друг от друга в степени. Поэтому они предстают как отношение: такие стороны взаимодействия, взаимно отрицают, но и предполагают друг друга. Отношение характеризуется как единство и борьба противоположностей. Но противоположности только тогда предстают в собственном качестве, когда приобретают характер предельных границ определенного предмета. За пределами этого предмета начинаются какие-то другие. Итак, противоположности предстают как отрицание целостности определенных предметов, а остальные предметы — как отрицание отрицания. При условии, что эти другие предметы вырастают из предыдущих (как листок из почки), отрицания выступает как внутренний ритм развития. То есть это процесс качественных изменений через внутренние противоречия, которые, отрицая друг друга, приводят к утверждению нового, которое в определенной степени основывается на предыдущем, но имеет и новое качество.
Такой же подход Гегель применил и к рассмотрению истории мировой философии. Он считал, что выдающиеся философские учения, а также эпохи развития философии не исключают другие учения и эпохи, а дополняют их, определяя все ту же спираль развития. По Гегелю, каждое учение открыло разработало какую-то отдельную категорию, а в целом они образуют исчерпывающие определения содержания абсолютной идеи. Поэтому, считал Гегель, его логика является адекватным проявлением абсолютной идеи, завершенным знанием. В дальнейшем могут меняться лишь проявления того же содержания, но не содержание.
Благодаря диалектическому методу мышления Гегель обозначил эволюции природы, истории и личности как единый, но разнообразный процесс, в котором свобода и необходимость, добро и зло, единственное и множественное, сущность и явление предстают не отдельными реалиями, а элементами мировой сохранности, причем развитые формы впитывают в себя предыдущие, но подчиняют их новым законам, и, следовательно, образуются не только система сосуществования, но и подчинения, т.е. иерархии. Человек, например, в своем индивидуальном развитии проходит все основные моменты общего культурно-исторического процесса. Отсюда вытекала требование Гегеля: рассматривать каждое явление исторически, в развитии и через его внутренние противоречия.
Хотя Гегель внес вклад почти во все сферы познания, достойные философской внимания, достаточно очевидные недостатки его учения:
а) панлогизм, то есть господство логических конструкций над всем и всяческим содержанием реальности;
б) попытки подчинить единичное, индивидуальное общем;
в) телеологизм, т.е. рассмотрение истории как таковой, что идет к завершению из-за выполнения предназначенной ей цели.
Но несмотря философия Гегеля не может не поражать своей грандиозностью, стройностью, богатством содержания и мастерством исполнения. Философия Гегеля была и остается не только школой мышления, но и определенным перекрестком европейской мысли, от которой до настоящего тянется обширная сеть связей и живых токов.