Философия Платона. Диалектика

dialektika-platonaПлатоновское учение «диалектика«, как говорилось, — это теория идей, онтология. Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные вещи или отдельные человеческие индивидуумы — Сократ, Диоген, — но и особое бытие, особая сущность, соответствующая общему понятию человека. Эти  сущности, универсальные понятия  Платон называл   идеями   (или видами). Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Идеи по Платону, и есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается,   идея   тождественна сама с собой. Она не воспринимается чувствами, а только разумом. Идея — сущность  и причина чувственно воспринимаемых предметов: не было бы идей, не было бы и мира. Не было бы идеи красоты, не было бы и самой красоты, не было бы красивых вещей. Не было бы идеи человека, не было бы и  конкретных людей. Идея, по мысли Платона, — это форма определенного класса предметов. Предметы свидетельствуют о присутствии идей. Причем, отдельные предметы возникают и разрушаются (к примеру, люди рождаются и умирают), класс, род же — сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранение причины всех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз, парадигма для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, “сама справедливость” или идея справедливости есть первообраз (парадигма) всех справедливых поступков. Каждый отдельный, справедливый поступок служит подобием самой справедливости.
     Каждая идея, по Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Идея красоты или «сама красота» есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона «Пир»). Отдельные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархию идей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совершенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо.
    Итак, диалектика Платона — это признание двух обособленных друг от друга миров: мира вещей и мира вечных и неизменных идей (мир идеалов). Мир идей представлялся как основной, определяющий мир вещей. Такова онтология Платона, его объективный идеализм. Единичное существует только как воплощение единого общего. Знаменитый платоновский «миф пещеры» рисует зримый воспринимаемый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, т.е. подобиями образцов. Платон полагал, что понять истину помогают математические аналогии. Круг на песке несовершенен, но на его основе (сквозь него и за ним) можно помыслить точный круг, круг как таковой. Эти и подобные рассуждения Платона в современной европейской философии постмодернизма приобретают вторую жизнь.  

01.02.2012