Философия Платона. Физика
Физика Платона
Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. природа) буквально означает «касающееся природы», поэтому так называлось все философское учение о природе. У Платона физике посвящен диалог «Тимей». По гносеологии Платона природа — не истинное бытие, а лишь бывание, а потому она не может быть предметом знания. Для ее понимания нужна не научная форма, не диалектика, а мифы. У Платона диалектика — это приемы научного мышления. Знанием для него является математика, а также — метафизика (а именно — учение об идеях, о душе). Учение же о природе (т. с. все естественные науки) относятся к мнению (или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона является наиболее критикуемой.
Учение Платона о душе
К истинному знанию, по Платону, относится учение о душе (об этом — в диалогах «Тимей» и «Федон»). Душу он полагал бессмертной, облекающуюся во многие тела попеременно. Душа, по Платону, есть идея повсюду разлитого дыхания. Она самодвижется и существует раньше ее телесной природы. Учение о душе продолжает мысль Сократа о бессмертии души. В диалоге «Тимей» Платон ввел понятие демиурга (творца). Это понятие у греков, правда, употреблялось в разном значении (ремесленник, скульптор, врач, прорицатель), в том числе и в смысле мирового Зодчего. Демиург, бесконечно добрый, создает мир с тем, чтобы добро из мира идей перешло и в чувственно воспринимаемый мир. Для этого он создает мировую душу, с помощью которой формирует четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь. Из их смешения образуется телесная природа. Получается мир, имеющий душу и потому— живой, порядок и разумность которого обусловлены мировой душой. Знание об идеях сохраняется в душе как воспоминание об увиденном ею в потустороннем или трансцендентном мире. На земле эти воспоминания сначала забываются, т. к. душа поглощена чувственными образами, но потом они оживают.
Вначале душа, считал Платон, находится на своей неподвижной звезде до того момента, который назначен ей роком, чтобы опуститься на землю и воплотиться. Первое воплощение происходит всегда в человеческом теле. Дальнейшая судьба души зависит от ее поведения в этом теле. Те души, которые помнили о своей истинной родине и о своем назначении (зная само добро — творить добро), после смерти тела возвращались на свою звезду и снова ждали момента для ее телесного воплощении. Если же душа жила потребностями тела, то впоследствии она воплощалась в животных, характер которых соответствовал поведению (так, души пьяниц и обжор воплощались в свиней; души поэтов и музыкантов — певчих птиц; души хозяйственников — в пчел, муравьев; души тиранов — в хищников и т. п.). И так до тех пор, пока душа не искупит своего падения, тогда она снова воплощается в человеческое тело и ее судьба зависит от нее самой.
Учение Платона о знании
Учение о знании, как воспоминании, называют платоновской теорией воспоминания, или платоновской теорией прирожденности знания, или — прирожденности общих понятий. Учение это изложено в платоновском «Федонс». Здесь же в научной форме дается доказательство бессмертия: 1) поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души; 2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается; 3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение; 4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может подвергнуться смерти.
Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.