Философское мировоззрение
Философское мировоззрение. Слово «философия» происходит от греч, phileo — люблю и sophia — мудрость. Буквально оно означает “любовь к мудрости”. Согласно историческим свидетельствам, слово “философ” впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех основных типов, Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться * это рабы славы. Третьи * мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные люди.
В школе последователей Пифагора (пифагорейской школе), которая была своеобразным религиозно-этическим и философским братством, был открыт философско-иррационалистический смысл цифр. Число — это не просто выражение, а существо и ядро реальности вещи. Нечетные числа выражали лучшее, а четные — худшее. Число 10 означало гармонию. Математическое соотношение лежало и в основе музыкальной гармонии. Музыке пифагорейцы приписывали магические свойства, она служила очищению и возвышению души от горестей. Пифагорейцы знали о шарообразной форме Земли, оказали воздействие на развитие наук (математики, теории музыки, медицины, астрономии), философского идеализма (Платона) и мистики, особенно цифровой мистики (каббализм). Школе приписывается и открытие «золотого сечения» (или золотой пропорции, обеспечивающей гармоническое деление). Оно применялось уже в древности в искусстве и эстетике. Деление отрезка АВ точкой Р так, чтобы больший отрезок АР относился к меньшему РВ так, как весь отрезок АВ относится к большему АР.
А _________________Р___________В
Если АР = х, а АВ=а, то задача сводится к решению уравнения а : х = х : (а-х), т. е. х2 + ах-а2 = 0.
Термин “золотое сечение” впервые стал употребляться в период Ренессанса.
Философская мысль отличалась от мифологического и религиозного мировоззрения тем, что она представляла совершенно иной тип миропонимания, фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов, образов характерны для философии. Мудрость при этом не носит характера обыденного разумения, а противостоит ему, ибо основана на научном познании мира. То есть развитие философии означает не только отмежевание от мифологии, но и выход из тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.
Любовь к истине и мудрости представляет собой совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Мудрость, истина становились высшими ценностями. Из древнегреческой философии пришло к нам изречение, широко известное, и по сей день: “Платон мне друг, но истина дороже”. Рождение философии стало составным элементом великого, культурного переворота в Древней Греции VII-V вв. до н. э., в контексте которого возникла наука, в том числе и греческая математика VI-IV вв. до н. э.
Слово “философия” стало синонимом теоретической мысли вообще. Главные вопросы, занимающие философию в древности: проблемы жизни, смерти, бессмертия, морального выбора, смысла жизни.
«Довольствуйся немногим» — советуют философы человеку, чтобы блага жизни не заслонили главного. Этому учили философы Сократ, Платон.
В Древней. Греции философия была переплетена с жизнью, была способом жизни. Так, жизнь и его смерть философа Сократа стала уроком для многих поколений. Как свидетельствуют ученики Сократа, при жизни философа обычные люди не воспринимали его, иронизировали и даже побивали камнями. Ученики спрашивали Сократа: Почему ты не отвечаешь тем же? Сократ же отвечал: Если вас лягнул осел, не потащите же вы его в суд. Рассказывают, что философия Сократа позволяла ему вести здоровый образ жизни, и когда Афины поразила чума, он выжил. Другой учитель — Платон основал «Академию» (сад в Афинах, названный в честь греческого мифического героя Академа), где учил юношей искусству размышления. Истина добывалась с помощью разумного анализа, а не основывалась на авторитете и вере.
О чем размышляли и размышляют философы? О природе, сущности мира. Об этом говорят и названия многих философских трудов: Лукреций Кар «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности Вселенной и мирах»; П. Гольбах «Система природы»; Гегель «Философия природы».
Они размышляли о природе и способности разума. Кант написал об этом произведения «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». А Спиноза — «Трактат об усовершенствовании разума».
Они думали о сущности человека и писали труды «О человеке» (Т. Гоббс и Гельвеций) и о мире человеческих представлений (А. Шопенгауэр “Мир как воля и представление”).
Они рассуждали об устройстве общественной жизни Это произведения: «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «О гражданине» Гоббса, «Общественный договор” Руссо.
Итак, предметом раздумий философов является человек, его природа, мораль, познание, религия, искусство и др. проявления человеческих способностей и связей в обществе; мир и человек в их сложном соотношении.
Философия рассматривает вопросы, на которые невозможно ответить ни с точки зрения науки, ни с точки зрения религии. Б. Рассел сформулировал некоторые из философских вопросов так. Разделен ли мир на дух и материю? Если «да», тогда что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он независим? Если единство во Вселенной или единая цель? Существуют ли законы природы или человек сам их создал? Является ли человек комочком из углерода и воды на крошечной планете, либо он велик? Нужно ли стремиться к добру всегда, даже если гибнет Вселенная? На эти вопросы нет ответов, их нельзя получить в лаборатории, изучить их — дело философии.