Философское содержание древнеиндийских текстов. Бхагавадгита

bhagavatgita     Другой книгой древнеиндийской философии является  Бхагавадгита  Она отразила содержание философии эпического периода  Древней Индии. Основным источником философской мысли этого периода явилась эпическая поэма “Махабхарата”, которая состоит из 18 книг. Наибольший интерес из них с философской точки зрения представляет Бхагавадгита. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, в Махабхарате появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем.
     Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепций составляют положение о пракрити (материи, природе), как источнике всего наличного бытия (в т. ч. и психики, сознания). Другое положение — о независимом от материи чистом духе — пуруше (т.е. частице вселенского Духа). Таким образом, мировоззрение Бхагавадгиты дуалистично, оно основано на признании двух начал, материи и духа.
    «Бхагавадгита» (букв. “Божественная Песнь”) начинается с размышления перед началом битвы между двумя племенами — Пандавами и Кауравами. Предводителя войска Пандавов Арджуну охватывают сомнения о целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна (которого в тексте называют также  Шри Бхагаван, Брахман, Атман или Пуруша). Его поучения составляют основное содержание Бхагавадгиты.
     Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение монистической, теистической санкхьи, которая является основанием для этико-социальной системы взглядов: о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.
    Обратимся к текстам Бхагавадгиты.
     Гл. III — о природе объективного нравственного закона, требующего исполнения долга.
    33. Даже мудрый поступает согласно своей природе: Природе следуют все существа: сопротивляться к чему же?
    35. Свой долг, хотя бы не совершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна… (с. 98).
     Гл. VI — о  йоге и йогине.
     2. То, что отрешенностью  называют,  знай это  как  йогу, Пандава,
        Ибо не бывает никакой йоги без отрешенности от желаний.
    3. Для стремящегося к йоге  муни действие называется средством;
       А  для   достигшего  йоги  уравновешенность  называется средством.
    4. Когда он ни к предметам чувств, ни к делам не привязан,
       Отрешен ото всех желаний, тогда он именуется достигшим йоги…
    7. Победивший себя, умиротворенный, на высшем Атмане сосредоточен
        В холод, жар, в счастье-несчастье, в бесчестии — чести…
   9. К безучастному, противнику, стороннику, недругу, другу,
       К равнодушному, товарищу, к праведным, грешным
      Он относится равно, он их превосходит.
  10. Пусть йогин всегда упражняется в йоге тайно,
       Одинокий,    укротив    самосознание,    без    собственности, без желаний…
   . Гл. XIII — о материи и духе, о материальных средах.
    19. Пракрити и пуруша,  знай, безначальны оба;
         Изменения качеств, знай, от пракрити происходит.
   20. Основанием целесообразности, причинности и деятельности считается пракрити;
       Основанием   вкушения   приятного   и   неприятного   считается пуруша.
  21. Ибо пуруша, пребывая в пракрити, наслаждается гунами, рожденными пракрити;
      Его привязанность к гунам — причина рождений в хороших и дурных лонах.
     Гл. XIV о жизни человека в разных гунах..
     5. Саттва, раджас и тамас — вот качества, возникшие из пракрити;
    Они связывают в теле   непреходящего,   воплощенного, долгорукий.
    6. Из них саттва — ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет
      Узами счастья и узами знания, безупречный.
    7. Знай, раджас — страстное качество; от вожделенья, пристрастья оно возникает
     И вяжет воплощенного узами действий, Каунтея.
   8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблуждению;
    Всех воплощенных вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном, Бхарата,
     Тамас привязывает к беспечности, окутав знанье.
  Гл. XVIII – о связи человека и природы..
40. Нет существа ни на земле, ни на небе, ни даже между богами,
      Свободного  от   этих  трех   гун,   рожденных   природой.
    Как видим, Бхагавадгита содержит важные представления древнеиндийской философии. Это представления о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити (природы, материи) и природы человека; о гунах (трех материальных началах), определяющих жизнь людей. Это учение о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге — совершенствованию сознания). Это суждения о подлинном и неподлинном знании, подлинной и неподлинной свободе. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному, временному бытию.

29.01.2012