Философское содержание древнеиндийских текстов. Упанишады.

upanishad     Из всех древнеиндийских текстов, сохранивших свое значение, и по сей день, важнейшими являются Упанишады.  Слово «упанишады» в переводе с санскрита означает «сидеть около». Это т.н. «учительские книги». Этимология этого слова передает главный смысл книг — дать наставление; или — «тайное, сокровенное знание». По форме Упанишады — диалог учителя с учеником.
    Основные идеи Упанишад состоят в следующих тезисах.
1. В Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.
    Господствующее место в Упанишадах занимает представление, полагающее в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало — Брахмана, или Атман, реже — Пуруши. Эти понятия употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего Духа,  Атман — Души, а Пуруша — Мировой Личности. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и, прежде всего, — философии веданты).
    Брахман и Атман имеют и другие толкования в различных текстах Упанишад. В одних — как бог-творец и правитель мира, в других — пантеистически, когда этот образ  отождествляется с материальной первопричиной мира — пищей, дыханием, вещественными первоэлементами и т. д.; или — со всем миром в целом. Но чаще Брахман рассматривается как духовный абсолют и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.
     2. Центральная идея Упанишад состоит в провозглашении тождества этой духовной сущности и ее проявления в человеке и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта выражено в знаменитом изречении Упанишад: “Тат твам аси” (“Ты есть то”, или “Ты — одно с тем”). Это идея всеединства и тождественности бытия.
    3. Во многих текстах утверждается тройственная, триадичная природа бытия   (Брахмана — Атмана — Пуруши; духа, души, тела). Эта идея символизируется священным слогом Аум (Ом), или понятиями сатиям (истина), джалан (все это) и др.
    4. В ряде текстов говорится о периодически повторяющихся циклах возникновения, созидания реальной действительности и ее последующем уничтожении, растворении.  Символом этой цикличности бытия выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чакры). Принцип мировой закономерности выражается в концепции мирового нравственного закона — дхармы.
    5. Центральный вопрос в теории познания Упанишад — разделение знания на два вида: низшее и высшее. При этом низшим считается знание эмпирической действительности (оно не истинное, ибо отрывочно и фрагментарно). А высшим — знание духовного Абсолюта, поскольку это восприятия бытия в его целостности. Приобрести  такое знание  можно  только   с   помощью   мистической   интуиции и йогической практики. Именно это знание дает человеку  власть над своими желаниями и над обстоятельствами.
    6. В области этики в Упанишадах преобладает идея индифферентного, спокойно-созерцательного отношения к миру. Высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (такое состояние отражено в категориях — «мокша», «мукти»). Вместе с  тем Упанишады требуют активности человека в достижении подобного состояния. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием души и низменной, суетной  погоней за чувственными удовольствиями.
     7. Впервые в Упанишадах высказана концепция переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма). В этой концепции устанавливалась причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков и бытия в целом.  Поведение человека определялась всеобщим, нравственным законом дхармы. Согласно дхарме,  предписывалось соблюдение установленных для каждой варны (категории людей) обязанности и различные периоды жизни.
    Упанишады стали фундаментом всех последующих философских воззрений. Здесь были сформулированы основные мировоззренческие  идеи и концепции, которые в последующем получили более детальную и конкретную разработку. Обратимся к текстам Упанишад.

   Идеи генезиса мира.
    19. Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира…
    33. Аум! Этот звук — все это. Вот его разъяснение: прошедшее, настоящее, будущее, — все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен тоже звук Аум. Ибо, все это — Брахман. Этот Атман — Брахман…
     35. Как паук выпускает и вбирает (в себя нить), так возникают на земле растения; как (растут) волосы на голове и теле живого человека, так возникает все из негибнущего (Брахмана).
    36. Как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные (ему), так… различные существа рождаются из неуничтожимого и возвращаются в него же.
    Идеи соотношения духовного и материального бытия
    38. Поистине из этого Атмана возникло пространство, из пространства — ветер, из ветра — огонь, из огня — вода, из воды — земля, из земли — травы, из трав — пища, из пищи — человек. Поистине этот человек состоит из соков пищи.
    39. Сотворив все миры, он, Пастырь, свертывает (их) в конце времени.
    40. Он взирает на колесо жизни как на вращающееся колесо повозки.
    Идеи психологии и правила йоги
    52. Знай же, что Атман — владелец колесницы; тело поистине колесница; знай, что разум — колесничий; ум поистине — поводья. Чувства называют конями, предметы (восприятия) — их путями. (Атмана), соединенного с телом, чувствами и умом, мудрые называют наслаждающимся.
     56. Твердое владение чувствами — это считают йогой. Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце, то смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.
     57. Вот правило для достижения этого (единства): сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность, созерцательное исследование и полное слияние — это называется шестичастной йогой. Когда, видя, благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, Пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом (начале).

    Этические идеи.
    71. Не должен человек радоваться богатству: разве сможем мы владеть богатством, если увидим тебя, (Яму — бога смерти)?
    73. Как кто действует, как кто ведет себя, таким он бывает. Делающий доброе бывает добрым, делающий дурное бывает дурным. Благодаря чистому деянию,  он бывает чистым, благодаря дурному — дурным… Каково бывает его желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает; такого удела он и достигает.
    78. Подвижничество, подаяние, честность, ненаснлие, правдивость — это его дары (жрецам).
    79. Это указание. Это наставление… Это Упанишады Веды. Это предписание.

     Как видим, Упанишады содержат поучения о том, как достичь слияния с Абсолютом и полного совершенства. Упанишады – книга метафизического периода  философии Древней Индии.

   

29.01.2012