Фридрих Ницше и идеи «философии жизни»
Фигура Фридриха Ницше (1844-1900) и его идеи принадлежат к наиболее влиятельным и дискуссионных в XX в. Его работы довольно противоречивы и не подлежат однозначному считыванию. Во всяком случае следует отличать идеи самого Ницше от идей и взглядов «ницшеанцев» — его горячих сторонников, которые, как обычно, делали акцент на определенных смысловых акцентах мыслей Ницше. Ницше высоко ценил мнение Шопенгауэра о свободе как исходную основу сущего, но еще больше заострял ее. Если Шопенгауэр говорил только о воле к бытию, то Ницше подчеркивал, что собственно воля представляет собой «волю к свободе», то есть стремление к простому самовыражения в любой способ. Воля проявляет себя прежде всего через жизнь. Жизнь для Ницше стоит первой и единственной реальностью. Все остальное, о чем мы ведем разговор — Вселенная, природа, чувства и др.., — Все это лишь элементами жизни. Поскольку жизнью движет волеизъявления, в нем царит борьба за выживание. Конечно, в ней побеждает сильнейший. Благодаря такой победе жизни может укрепляться. Слабым людям не следует ни сочувствовать, ни помогать, потому поддержка слабых ведет к истощению и вырождению жизни: «До этого времени … учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отвержение жизни. Все это ценности истощенных …» (Ницше Ф. Воля к власти. — Кн.И; 1,54).
Ницше противопоставляет силе жизни культурные нормы и ценности, считая, что именно человеческая слабость и незащищенность причиной возникновения культуры как системы искусственных средств выживания. Мораль — это средство борьбы слабых против сильных. Жизнь не подлежит моральным оценкам, поскольку оно является лишь таким, каким оно может быть: «Человек, какой она должна быть, — это звучит для нас столь же нелепо, как» дерево, каким оно должно быть «(там же. — Кн .2; 11,332).
Свою позицию Ницше обозначает не как «аморализм» (безнравственность), а как «имморализм» (позаморальнисть). Мораль, по мнению Ницше, держится на авторитете и запугивании, но «Бог умер», потому что он не вмешивается в жизнь для его укрепления. Те же, ссылающиеся на Бога, поддерживают слабость и вырождение, а не силу жизни. Если же человек чувствует в себе «голос крови», она должна не обращать внимания на мораль, стать «по ту сторону добра и зла» и преподнести себя саму на сверхчеловеческий уровень. Способна на такое человек становится «сверхчеловеком», и только она может быть настоящим проявлением силы жизни.
Очевидно, что Ницше также выступает против разума как средства организации человеческой жизни, считая последнее слепой силой и самовластным сущностью. Но, отрицая Ницше, следует сказать, что человеческое бытие не сводится к жизни человеческого организма в духовном мире действуют другие законы, чем в материально-физическом. Если в материальном мире господствуют законы массы и силы, то в духовном — стремление к самосовершенствованию и принятие чего-либо с участием разума, то есть через понимание. Нетрудно также понять и то, почему некоторые идеи Ницше приветствовались фашизмом. Одновременно в понимании ценности человеческой индивидуальности можно увидеть и гуманистические акценты философии Ф. Ницше. Поэтому среди последователей Ф. Ницше (ницшеанцев) выделяются два направления. Радикальные ницшеанцев выводят на первый план в наследии Ницше идеи первого права силы жизни, права насилия, сверхчеловека, выхода за пределы морали. Радикальные ницшеанцев склонны сближать своего идейного наставника с фашизмом и даже расизмом. Представители гуманистического ницшеанства считают, что Ницше выступал прежде всего против каких-либо ограничений человека, освобождал человека от безжизненным догм и предрассудков, призвал ее полагаться на собственную волю, быть непоколебимой в исполнении жизненной цели. Интересно отметить, что среди представителей гуманистического ницшеанства были известны выдающиеся писатели Т. Манн, К. Гамсун, в определенное время — М.Горький.
Следует также отметить, что во второй половине XIX в. основы неклассической философии довольно успешно развивались в рамках неокантианства и неогегельянства. В неокантиастви наиболее авторитетными были марбургская и Баденская школы. Баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд) отмечали принципиальном отличии наук о природе (они действуют методами обобщения, открытие общих законов явлений) и науки о культуре. Поскольку в основе культуры лежит дух, то эти науки имеют описательный характер, поскольку акты духа уникальны и неповторимы. На первом плане здесь не закон, а ценности, которые не могут быть рационально истолкованы. Представители марбургской школы (Г. Коген, Э. Кассирер) доказывали, что наука имеет характер интеллектуального конструирования и ее изменения обусловлены внутренними противоречиями в его конструкциях и инструментах.
Неогегельянцы (Б. Бозанкет, Дж. Джентиле, Ф. Брэдли) на первый план в идеях Гегеля выводили элементы, связанные с интуицией, с непрерывностью, подчеркивая одновременно принципиально внеопытный характер первых истин Гегеля, в том числе — возводили право индивидуальности в первые метафизических реалий.