Идеальный статус бытия сознания. Сознание и язык
Тот факт, что сознание не подлежит прямому чувственному наблюдению, она фиксируется с помощью приборов или индикаторов конце обозначается как ее идеальность. Идеальность, как мы уже знаем это с историко-философских достижений, противопоставляется реальному, вещному: вещное (а слово «реальное» происходит от слова «вещь») имеет пространственно-временные характеристики, а идеальное выходит за пределы пространства и времени. Становится понятным, что общее понимание сознания во многом зависит от того, как мы трактуется идеальное, поскольку именно в идеальном проявляется и выражается бытийный (онтологический) статус сознания. Если идеальность предстает как отсутствие реального, тогда сознание оказывается за пределами реального и в лучшем случае может определяться как отражение одних реальных вещей в других. Если же идеальность трактуется как особая реальность, тогда она требует определенного своего объяснения. Наконец, возможен вариант, когда идеальное обозначается как «единство бытия и небытия», как нечто промежуточное между вещественной реальностью и ее особым воспроизведением в психике человека. Итак, сознание и основной носитель ее предметного содержания — знание — появляются сферой (или процессом) идеального освоения мира. Идеальность сознания, как правило, понимают в двух основных значениях: воспроизведение в сознании не наглядного образа вещи, а совокупности его существенных признаков, функций, внутренних связей, при том считается, что характеристики вещей фиксируются в нервных процессах с помощью систем сигналов (1 ), создание идеальных предметных конструкций путем доведения параметров вещей или отношений между ними к эталонным, предельное возможных измерений (2). Рассмотрим эти определения идеального подробнее. Если рассматривать идеальное как перекодирование характеристик реальных вещей в нервные сигналы, тогда оно, есть идеальное, может возникнуть лишь разновидностью универсального взаимосвязи, имеет место во всех природных процессах, ведь, например, в минералах в измененных формах зафиксированы характеристики тех процессов, наличии которых эти минералы формировались. Психика животных также способна воспроизводить некоторые вещи и явления с помощью нервных сигналов. Поэтому понимание идеального как особого преобразования реальности в психике человека характеризует человеческое сознание как разновидность природных взаимодействий и, наконец, — как развитый инстинкт. При таком его понимании, как уже отмечалось, непонятными и осветленные остаются важные черты человеческого бытия, способность человека оценивать действительность, выходить за пределы существующего, находиться на определенной дистанции от непосредственных с ней отношений. Во время рассмотрения идеального во втором значении важно понять, что могущество, творческие возможности и преимущества человеческого сознания как раз и связаны с его способностью создавать то, чего в реальной, физической бытии нет и быть не может. Когда мы говорим «прямая линия», то под понятием прямой всегда понимаем «прямую как таковую», т.е. идеальную прямую (а не какую-то линию, будто является прямой, а вроде и нет), которую мы можем выстроить в своем сознании. И, лишь имея в уме такие идеальные образования, мы можем затем оценивать действительность в определенных качествах, то, например, в качествах прямизны. Поскольку все остальные прямые, которые существуют реально, могут быть в определенной мере приближения к единственно подлинной, то есть идеальной, прямой. Возможность создавать в поле интеллектуального созерцания идеальные объекты и является тем принципиально новым, что может внести и вносит сознание в реальное бытие. Вне сознания идеального не существует, потому что-либо реальное, то есть материальное, обязательно состоит из каких-то частиц, элементов, которые сами, а также и связи между ними, будут отличными друг от друга, а потому никогда не будет идеальным. Идеальное и является тем, чем сознание принципиально отличается от реального, чем она выходит за пределы реального, поскольку выходит за пределы пространства и времени, как окончательное, завершено. Поэтому именно в своей идеальности сознание приобретает действительного бытийного статуса, т.е. она предстает чем-то своеобразным, таким, что не может быть сведено к другому. Что это дает сознания и человеку, который обладает сознанием? Поскольку «идеального от идеального» не существует, то идеальные измерения бытия предстают окончательным, неизменными. А значит, во что реальное может получить свой точный замер в отнесении к идеальному, как к надежному и неизменного эталона. Идеальное в этом смысле и является исходным пунктом для конструктивной творческой деятельности сознания, оно и является тем самым разрывом, прекращением стихийных процессов бытия, за которым сознание невозможно.
Отсюда становится понятным и то, почему человеческое сознание способно фиксировать действительность в существенных и необходимых характеристиках, ведь под необходимым мы понимаем то, что всегда происходит без изменений, однозначно и типично, а такими чертами обладают только такие наши интеллектуальные конструкции, которые мы выстраиваем в уме на основе надежных, однозначных эталонов и ориентиров. Итак, идеальное в таком смысле — это единство необходимых и существенных признаков определенного класса вещей в противоположность несущественным или переменным характеристикам реальных его представителей. Например, понятие «дерево» указывает на совокупность таких эталонных признаков, которые позволяют нам идентифицировать данное явление в его наиболее возможной модификациях, например, обязательное наличие у всех деревьев корни, ствола, веток и т.д. в отличие от таких переменных свойств, как вечнозеленое, декоративное, высокое подобное.
Во-вторых, такое содержание идеального дает возможность мысленно оперировать классом вещей, отделяя его от других существующих подобных классов. Например, понятие «дерево» не только указывает на существенные признаки определенного класса вещей, но и отделяет его от других подобных классов или видов, как, скажем, трава, мох и т.п.
Выстраивать мир в форме необходимого способна лишь сознание человека, которое действует на основе «конструктивного принципа», т.е. не удовлетворяется имеющимся, не отождествляется с восприятием, а ориентирована на интеллектуальное творение, деятельное оценку действительности. Со времен Аристотеля существует традиция объяснения сознания и мышления как оперирования общим. На самом деле общее существует как сходство, связь, воспроизводится в бесконечном цепи превращений (возникновения и исчезновения) единичных предметов: некоторые предметы переходят друг в друга и таким образом подтверждают, что у них есть нечто общее. Однако общее способен фиксировать уже интеллект животных, а вот конструировать действительность в ее идеальных предметных определениях способен лишь интеллект человека. Обратим внимание на то, что оперирование завершенными эталонными образованиями сразу же вводит всю деятельность человеческого интеллекта в состояние устремленности к смыслам, поскольку смысл, как уже отмечалось, предполагает сочетание частичного с фундаментальным, тотальным, в данном случае — с идеальным. Отсюда можно сделать вывод, что сознание представляет действительность как фрагмент целостного тотального бытия, а последнее никогда нельзя выразить физически, в виде какого-то отдельного сущего. Поэтому и любую интеллектуальную конструкцию сознания нельзя отождествить с тем, что дано в восприятии, поскольку такая конструкция выстраивается в статусе сочетание того, что является необходимым и наделенным смыслом.
Итак, идеальность сознания (мыслимых или воображаемых предметов) выражается в том, что основное, решающее во внутреннем мире человека не имеет пространственно-временных определений, не может быть непосредственно зафиксированным органами чувств другого человека. Напротив, оно предстает вневременным и позапросторовим, как такое, которое достигает абсолютных (максимальных) измерений сущего. Именно поэтому принято говорить, что мнение человека быстрая, богатая и т.д.
Заметим, что внутренний духовный мир человека не отделен от мира вещей. Он постоянно стремится найти свое соответствующее воплощение, материализоваться. В отличие от животных, человек приспосабливается физически к изменению среды, а стремится своей активностью изменить существующее. Мир идеальных мыслей фиксирует внутренние возможности природных вещей изменяться в нужном для человека направлении. Формой существования мысли, объединяющий возможности вещей и желательные для человека изменения, есть цель. Наличие мысленного образа конечного результата деятельности (цели), который формируется идеально до начала действия и определяет ее, выступает одним из существенных характеристик человеческого образа жизни. Деятельность человека так определяют как целенаправленную, цилестверджувальну или целеполагательный. А процесс целенаправленного продуцирования новых вещей является процессом опредмечивания идеальной мысли в природном материале, когда человек меняет форму, структуру природноли вещи и придает ей новых границ бытия и нового способа функционирования. Так, благодаря труду, сознание человека с идеальной формы существования переходит в материальную, во внутреннюю способность чувственно-предметной вещи нести в себе человеческое значение, быть предметом культуры. Поэтому для предметов культуры важно их функциональное назначение, т.е. ответ на вопрос «для чего». Через это человек, вступая в социальную жизнь, должна усвоить назначение вещей культуры, научиться способам их изготовления, высвобождение из их вещественной оболочки заложенных в них целей и смыслов. Понимание идеального значения предметов культуры называется распредмечивание. Иными словами, распредмечивание — это перенос внутренних, идеальных, существенных, смысловых характеристик вещей с предметно-объективной формы существования в идеальной или субъективной, т.е. интеллектуально-конструктивную на основе эталонных измерений сущего. Распредмечивание как способность действовать в соответствии с опредметнених в вещах идеальных возможностей — это обязательное условие социально-культурного существования человека. В этом контексте жизнедеятельность человека понимается как бесконечный ряд опосредований предметного (материального и идеального) сознательного опредмечивания и распредмечивание.
Опредмечивание сознания в вещах материальной культуры имеет неадекватный ей (сознания) чувственно-предметный характер. Как отмечалось, реальные процессы никогда не приобретают идеальных значений, поэтому в процессе опредмечивания возникает непреодолимое противоречие между намерениями человека и результатами их реализации осознание этой противоречие предстает одним из мотивов стремления человека к совершенному. Наиболее адекватной формой опредмечивания является язык. Здесь уместно сказать, что язык является не только одной из возможных форм опредмечивания сознания, но и способом организации и выражения мысли. Иными словами, сознание и язык неразрывно связаны между собой. Действительно, мысль человека всегда (даже когда речь идет о невысказанные мысли) стремится вылиться в соответствующий языковой эквивалент (хотя это никогда нельзя сделать окончательно).
Язык является прямым и гибким способом проявления сознания. Она выполняет множество функций, а именно:
— Обозначает, называет предмет, явление или действие, выделяемые человеком из тотальности сущего;
— Является средством мышления, средством выражения предметного содержания знания;
— Объективирует идеальное по своему способу существования сознание;
— Является средством общения людей, обмена опытом, переживаниями, чувствами;
— Сохраняет и передает информацию для будущих поколений, тем самым способствуя социально-историческом развитии;
— Является средством управления как поведением человека, так и коллективными действиями.
В то же время мы не должны впасть в отождествление мысли, сознания и языка; ясно, что речь не только передает предметное содержание сознания, но и влияет на сознание и его содержание, так же, как, например, материал влияет на намерения скульптора, качество красок — на намерения живописца и др.. Речь, как реальное физическое явление, строится и функционирует в зависимости от общих законов материального бытия. Ее реальные возможности заставляют человеческое мышление работать в определенном режиме, однако, наверное, каждый человек хоть раз чувствовал неадекватность языка и мысли, языка и того, что хочется им передать. Человеческое мышление достигает абсолютного, трансцендентного; последние также возникают в сознании в конкретных проявлениях и определение, однако они и не могут быть сведены к чему частичного физически существующего. В современной науке существует гипотеза Е.Сепира и Б.Уорфа отношении языка, она утверждает, что структура языка влияет на структуру нашего мировосприятия. Но она так является гипотезой, которая имеет столько же подтверждений, сколько и опровержений. А наш анализ позволяет понять, почему это именно так: потому, что предметное содержание сознания и человеческой мысли никогда не может полностью уместиться в любые материально-физические формы.
Признание идеальной сущности сознания требует отграничения от различных попыток ее упрощения или сведения к материальных процессов. К таким можно отнести отождествление сознания с физиологическими процессами, происходящими в мозге. С точки зрения некоторых мыслителей прошлого века (Л.Бюхнер, Я.Молешотт, К.Фогт), а также и современных представителей «радикальной эпистемологии» (У.Матурана, А.Глазерсфельд), мнение человека возникает или продуктом нервно-физиологической деятельности мозга ( последний производит сознание, как печень желчь), или реализацией выходного стремление человеческого организма к жизненной стабильности. Разумеется, при цому мнение теряет такие свои свойства, как необходимость, всеобщность, абстрактность и идеальность.
К этой концепции можно отнести и попытки свести мысли человека к особенностям электромагнитных колебаний излучает мозг (30-е годы XX в.). Но замеры электромагнитных колебаний, сопровождающих активную работу мысли, вовсе не свидетельствуют о том, что мышление есть разнообразием электромагнитного поля, ведь содержание мысли физические приборы не расшифровывают.
Еще одно традиционное понимание сознания возникло вследствие успехов кибернетики и компьютерной технологии. Оно связано с приписыванием машинам свойств человека чувствовать и мыслить. Действительно, сегодняшние компьютеры — это машины, качественно увеличивают возможности человеческого мышления, обладают свойством саморегулирования, а также сохранения и трансформации информации. Однако аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований для признания способности мышления машинами. Человеческое сознание, как показывает предыдущее изложение, обусловлена ??глубинными потенциями бытия, она способна продуцировать предметные определения и эталонные черты процессов и явлений реальности, которые, как отмечалось, физически ненаблюдаемых. Их создает человеческое сознание и закладывает в информационные программы. Сами же эти программы в их предметных значениях открыты только человеческому интеллекту. К тому же в функционировании человеческого сознания проявляются не только рационально-логические составляющие и факторы, но и интуиция, бессознательное, чувства, эмоции, волевые порывы и др.. В связи с этим сознание нельзя свести к информации, тогда как компьютеры и электронные машины работают только на основе обработки информации. Кроме того, в рамках информационных процессов, как свидетельствует об этом так называемая «теорема Геделя» невозможна полная и окончательная формализация любой совокупности знания. Поскольку электронные машины работают только с формализованной информации, постольку их, при наличии неоспоримых преимуществ в сфере операциональных возможностей, очевидно, нельзя отождествлять с действиями сознания.