Идеи разработки «научной философии» в европейской философии XIX в.
Другим направлением неклассической философии, несколько отличным от людиноцентричного иррационализма, была разработка «научной философии». Представители этого направления исходили из убеждения в том, что наука в первой половине XIX в. получила такого развития и вышла на такой уровень владения знанием, стала способной нарисовать полную и стройную картину мироздания в ее основных составляющих и подразделениях вместе с человеком, социальной историей и человеческим сознанием. Отсюда делался вывод, что при тех условиях потребность в философии как дисциплине, определяет общую концепцию мироздания, отпадает. Единственным духовным и мировоззренческим наставником человека становится наука. Философия, в той мере, какой она еще могла быть полезной (например, как гносеология), должна была также стать наукой среди других наук.
Первым с подобными утверждениями выступил позитивизм, который разработал Огюст Конт (1798-1857) бывший секретарь французского мыслителя-утописта А.Сен-Симона. В первой половине XIX в. О. Конт издал шесть томов своего основного труда «Курс позитивной философии», где в качестве исходного фигурирует понятие «позитивного». По О.Контом, оно имеет такой смысл (см. Конт О. Определение положительного / / Антология мировой философии. — Т.З.-М., 1971. — С.550-551): положительное — это наблюдаемое, в отличие от неспострежуваного; реальное, в отличие от вычурного, иллюзорного; полезное, в отличие от вредного; достоверное, в отличие от сомнительного; точное, ясное, в отличие от неуверенного; конструктивное, в отличие от разрушительного. Исходя из такого понимания позитивного, О.Конт обосновывает «закон трех стадий» в развитии теоретических исследований человечества, исторически идут в следующем порядке: религиозная, метафизическая и позитивная. Религиозная: поиски абсолютных знаний о явлениях, которые возникают продуктом действия сверхъестественных сил; метафизическая: поиски абсолютных знаний путем выведения реальных событий из абстрактных всеобщих сущностей; положительная (или научная): отказ от абсолютных знаний, сосредоточение усилий на выводе законов (отношений и последовательности) наблюдаемых явлений.
Позитивная наука, по О.Контом, уже не пытается давать — о коренных причинах бытия, а лишь стремится фиксировать факты. На место вопрос «Почему?» она ставит вопрос «Как?». В связи со всем направлением своих мыслей О.Конт выдвигает лозунг: «Наука сама себе философия», — и считает, что по философии сохраняются функции систематизации знаний, логического объяснения языка науки, обобщение механизмов познания. При этом по философии следует исключить все, что выходит за пределы возможностей научного наблюдения.
Как видим, О.Конт не видит в мировоззренческом знании ничего качественно специфической и никак не откликается на ту бесконечную глубину, которая присуща человеческой духовности. Вместе с тем следует отметить, что идеи О.Конта способствовали повышению авторитета науки, очищению ее от действительно химерические построений. Важное значение имела идея О.Конта ввести новую науку «социологию», которая основывалась бы на научных принципах. Весомый вклад в развитие идей позитивизма XIX в. внесли англичане Д.С.Миль (1806-1873) и Спенсер (1820-1903). Вторым вариантом разработки «научной философии» стал марксизм (основал Маркс (1813-1883) и развил Ф.Энгельс (1820-1896)). К.Маркс также считал, что в XIX в. наука сама способна давать ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия. После открытия закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения органической материи, создание эволюционной теории Ч.Дарвина мир предстал единым процессом, где все связано со всем и где человека, социальную историю и духовные процессы рассматривали как результат эволюции материи, что существует вечно, никем не создана и никуда не исчезает. Источником развития материи возникают ее внутренние противоречия. Такую концепцию мира К.Маркса назвали «диалектическим материализмом». Надо сказать, что основные положения диалектического материализма Маркс обозначил только в д;, «общем плане. Философия была в центре внимания Маркса только в начале 40-х годов XIX в., А в дальнейшем он направил усилия на разработку экономических и социально-политических проблем. К.Маркс считал своей заслугой создание материалистического понимания истории, согласно которому ход истории обусловливают экономические отношения, и он не зависит от сознания людей. На таких принципах была разработана теория классовой борьбы, из которой следовало, что рабочий Карл Маркс класс, вследствие своего положения в обществе, призван ликвидировать частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком, построить общество высшей социальной справедливости — коммунизм. Свою теорию Маркс рассматривал как идеологию и методологию рабочего движения. Некоторые тезисы К.Маркса (о бесчестности эксплуатации человека человеком, о необходимости социальной справедливости и социального обеспечения, о праве человека на всестороннюю самореализацию) и по-сегодня звучат привлекательно. Но некоторые (о целесообразности социального насилия, о диктатуре пролетариата, о всемирной социалистической революции, об автоматической гарантированность рабочему классу нравственных качеств) и сами по себе, и, особенно, в их реальном социальном воплощении оказались опасными и направленными против человека. В конце концов теория К.Маркса с ее претензией на научность продемонстрировала свой предельный социальный радикализм, нетерпимость к другим мировоззренческих позиций, вызывающих уверенность в непоколебимой истинности своих утверждений и исторический мессианизм, то есть убежденность в том, что она несет миру полную и самую нужную истину. Можно однозначно утверждать, что для марксизма были и являются характерными упрощенные толкования некоторых аспектов человеческого бытия, процессов социальной истории, человеческой духовности, что ему присущи элементы утопизма и социальной мифотворчества.
Наконец, «естественный материализм» утверждал, что систематизированная и соединена в одно целое наука становится настоящей философией, очерчивая научно все основные процессы мира, начиная от движения атомов и заканчивая духовными движениями. Основные представители «естественного материализма» — Л.Бюхнер (1824-1899), Я.Молешот (1822-1893), К.Фогт (1817-1895).
Итак, направления разработки «научной философии» в XIX в., С одной стороны, безусловно поднимали авторитет науки и пытались приблизить философию к науке, сделать ее положения научно достоверными. А с другой-тем самым они проявляли определенную нечувствительность к вопросам человеческой субъективности и духовности, а иногда изображали историю человечества как разновидность природных процессов.
Знакомство с идеями направлений создания «научной философии» может породить вопрос: на каких основаниях их также относят к истокам неклассической философии? Казалось бы, они очень приближены к классическому реализму и даже до просвещения. При решении этого вопроса важно обратить внимание на то, что «научная философия» ставила разум (сознание) в зависимости от бессознательных или подсознательных факторов, вводя в свой смысл элементы неклассического философствования наряду с некоторыми элементами, которые приближают ее к классике. Например, позитивизм призвал учитывать прежде наблюдаемое, культивируя недоверие к умственному конструированию. Марксизм провозглашал тезис о том, что сознание есть ничто иное, как осознание бытия и любые образования в мозгу человека есть лишь своеобразным «испарением» материальной действительности. Для «естественного материализма» повеление объекта возникали основными установками для ума. Так, недоверие к разуму, желание проявить его зависимость от позарозумного является общей чертой у представителей «научной философии», которая позволяет увидеть их определенное противостояние идеям классической философии.