Исходные идеи философии Шопенгауэра и С. Кьеркегора

Основатель неклассической философии Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в Данциге (ныне Гданьск) в семье коммерсанта. 1813 году он защитил докторскую диссертацию, посвященную логике, а в 1819 г. вышло авторское издание его основной философской работе «Мир как воля и представление» (первый том). Книга не имела спроса, но благодаря ее выхода А. Шопенгауэр получил должность доцента в Берлинском университете. Его намерения побороться с Гегелем в деле привлечения слушателей на лекции закончились печально: не имея желающих прослушать курс его лекций, Шопенгауэр был вынужден оставить преподавательскую деятельность. Лишь в 50-е годы XIX в. его идеи стали находить интерес и распространение. Что же это были за идеи?
Во-первых, Шопенгауэр настойчиво проводил мысль о том, что мир нельзя понимать как нечто, что существует где-то за пределами нашего сознания: ведь мы можем говорить лишь о том, что вошло в контакт с нашим восприятием. Нужно быть реалистами и признать миром мы называем то, что воспринимаем как реальность. Итак, мир есть ничто иное, как наше представление о действительности. Но человеческое представление неустойчивое, а мы вкладываем в представление о мире несколько постоянное. Что же удерживает наше представление о состоянии стабильности? По Шопенгауэру, — то, что мир одновременно становится и воля. Все, что представляет себя как такое, что существует, держится на порыве к бытию, к самоосуществление. Воля не подлежит умственном объяснению, это просто слепое порывы. И поскольку все пропитано свободой, мир представляет собой беспощадную борьбу за существование. На уровне человека воля осознанная (но не становится разумным). Наблюдая за борьбой свобод, которая приводит к ужасным и трагическим последствиям, человек впадает в печаль и отчаяние. Единственное, что она может сделать, — это подавить свое желание любой ценой путем опоры на человеческое сочувствие, только оно может реально противостоять воле к жизни.
Как видим, в рассуждениях Шопенгауэра присутствуют все основные характеристики неклассического типа философствования. Интересно также отметить, что этические выводы Шопенгауэра в чем-то подобные жизненным установкам буддизма (см. раздел 2).
Другим основателем идей неклассической философии является датский философ Серен Киркегор (1813-1855), который родился и всю жизнь прожил в М.Копенгагени. Закончив здесь теологический факультет университета и защитив магистерскую диссертацию, посвященную исследованию иронии у Сократа, Киркегор посвятил себя литературной деятельности. При жизни философа его произведения были почти неизвестны. И только в XX в. Киркегор стал одним из самых популярных авторов — создателей неклассической философии — во многом благодаря особенностям стиля его произведений: он экспрессивным, парадоксальным, субъективно углубленным (напомню, что Киркегор также и классиком датской литературы).
Киркегор отмечал, что первым и единственным предметом, достойным внимания философии, может быть только человек. Но узнать человека средствами науки невозможно, поскольку каждый человек уникален и неповторим, а наука познает через обобщения или подведения явления под общие законы. Человек может постичь себя лишь через внутреннее переживание и самоуглубления. На этом пути он может пройти три стадии самопознания и самоутверждения. На первой стадии, которую Киркегор называет эстетической, человек полон внешними впечатлениями, она хочет все увидеть, почувствовать, испытать; ярким олицетворением этой стадии появляется известный литературный персонаж Дон Жуан, который влюблялся во всех женщин. На этой стадии, по мнению С.Киркегора, человек не может себя реализовать именно потому, что она погружена во внешнюю; жизни на этой стадии напоминает бесконечную путешествие по разным впечатлениям, ни одно из которых, как и все они вместе, не может принести человеку жизненной полноты и удовольствие: всегда чего-то будет не хватать. Почувствовав бесплодие такой жизни, человек в поисках надежной основы может перейти к этической стадии самореализации, олицетворением которой является Сократ. На этой стадии он пытается опереться на незыблемые нравственные нормы и принципы, внутренне стабилизировать свою жизнь и получить удовольствие от того, что она будет приносить пользу людям. Однако и здесь внутреннее чутье подсказывает человеку невозможность ее полной самореализации, поскольку этические нормы являются одинаковыми для всех людей, а через это самое важное для человека — его собственная уникальность и неповторимость так и остаются нереализованными. В поздних работах Киркегор приходит к выводу о том, что обе первые стадии человеческого самосознания и внутреннего переживания своей жизни характеризуются чувством человеческой индивидуальной неузасаднености, заброшенности в мир, чувством одиночества. Искренне переживая эти ощущения и не находя способа преодолеть, человек может впасть в состояние тотального отчаяния — беспомощности, безысходности. Однако, по Кьеркегора, именно этот тотальный отчаяние и может подсказать человеку его глубинную истину: да, она действительно совершенно одинокой, но это значит, что ее одиночество имеет под собой абсолютные основания. Конечно, единственной абсолютной основанием для чего является Бог. Отсюда следует весьма интересная и значительная тезис Кьеркегора: «Человеческая индивидуальность находится в абсолютном отношении к абсолютному». Это значит, что только наличие Бога как абсолюта может оправдать абсолютность человеческой уникальности. Отсюда Киркегор делает радикальный вывод: поскольку человек в своей уникальности выходит на прямую связь с Богом, то она будто получает этим санкцию на абсолютную свободу самоздийснень. Произведение «Страх и трепетание», в котором Киркегор описал третью стадию человеческой самореализации, имеет подзаголовок «О возможности телеологического отклонения этического»; телеология означает целенаправленности, значит этот подзаголовок можно прочитать так: могут существовать цели, ради которой можно пренебречь этическими принципами и нормами. По Кьеркегора, олицетворением этой стадии становится ветхозаветных пророка Авраама, этот «рыцарь веры», который, имея прямую связь с Богом, был готов принести в жертву своего единственного сына Исаака. Киркегор ставит вопрос радикально: или Авраам вдохновленные чем-то высшим, и тогда он рыцарь веры, или он является элементарным преступником.
Киркегор впервые использовал термин «экзистенция» для обозначения таких особенностей человеческого бытия, как неузасадненисть и выход за все и всяческие границы. Слово «экзистенция» переводится с латыни как «существование», но в исходном значении оно указывает на выход за пределы устоявшегося, установленного. Киркегор использовал это слово в применении исключительно к человеку, для обозначения первых особенностей человеческого способа бытия, и поэтому стал идейным предшественником экзистенциализма — влиятельной философского течения XX века.
Нетрудно убедиться, что и в Кьеркегора на первый план выходят внерациональное мотивы и факторы человеческого поведения. В связи с такой трактовкой роли разума в человеческой жизни позиции Шопенгауэра и С. Кьеркегора обозначают как иррационализм, а их самих определяют как основателей современного иррационализма. Всего в философских рассуждениях Шопенгауэра и Кьеркегора достаточно отчетливо просматриваются особенности неклассического типа философствования. Следует признать, что в их произведениях человек и реалии ее жизни появляются более разносторонними и противоречивыми, чем в классической философии. Кроме того, язык их сочинений приближена к разговорной, а потому и понятнее для всех.

21.02.2012