Исходные идеи средневековой патристики

Исходным источником средневекового миросозерцания возникает Библия в составе Ветхого и Нового заветов. Библия вооружает христиан рядом исходных догм. Но эти догмы требовали определенных пояснений и толкований, с одной стороны, потому, что человек должен понимать, во что он верит, а с другой — потому, что жизнь всегда возникает богаче и разнообразнее, чем текст, даже священный, отсюда возникает необходимость сочетать догмы со сменными ситуациями жизни. Наконец, тексты Библии имеют символический, образно притчевый характер, и поэтому требуют определенных толкований. Первые введения христианской догматики в контекст жизни совершали апостолы (первые ученики Христа), но разветвлено и детализирован осуществили эту историческую задачу, одновременно осмысливая реалии жизни под углом зрения положений Священного Писания, представители христианской патристики — так называемые отцы Церкви (лат. «раtег» — отец).
На раннем этапе своего развития патристика приобрела характер апологетики (II-IV вв.): Первые христианские мыслители обращались к римским императорам или широкой общественности с посланиями в защиту христиан (древнегреческом языке «апология» — защита). В таких обращениях апологеты начали рассматривать и разрабатывать важные мировоззренческие идеи, такие как понимание сущности Бога, характера и содержания божественного творения, природа и сущность веры, соотношения веры и знания.
Изначально ранняя патристика (апологетика) разделилась на два направления в вопросе отношения к предыдущей языческой (античной) мудрости: положительный и отрицательный.
Сторонники позитивного отношения — Юстин Мученик (ок. 100-165), Афинагор (II в.), Климент Александрийский (150-215), Ориген (185-254) — считали, что греческие философы шли путем истины, но не могли достичь ее том, что она еще не явила себя в лице Христа. Поэтому философию надо использовать, подчиняя ее теологии, поскольку христианское мировоззрение более истинное, чем предыдущее.
Юстин, прозванный философом, сформулировал в своих апологиях пять аргументов относительно преимуществ христианства над предыдущей языческой мудростью:
• аргумент единства (так Бог един, не надо искать все новые и новые начала бытия);
• аргумент универсальности (христианство открыто и доступно всем, независимо от пола, возраста, происхождения);
• аргумент простоты (в христианстве говорится, что понятно для всех и не требует специального образования);
• аргумент авторитета (философию придумали люди, а истины христианства данные Богом откровение)
• аргумент давности (Юстин ссылался на утверждение Аристобула о том, что греки заимствовали философию в Моисея, есть из Ветхого Завета). Стоит заметить, что не все эти аргументы имеют одинаковую оправданность, однако первые четыре используются в богословии и сегодня.
Второе направление апологетики — направление негативного отношения к античной философии, представленный именами Татиана (125-175), Арнобия (260-327), Тертуллиана (160-220), настаивал на решительном отвержении античной мудрости как таковой, что по сравнению с божественным откровением предстает как безумие. Философские рассуждения, во-первых, беспочвенны, потому что философы могут доказать все, что угодно, во-вторых, ведут к распущенности и греха, в-третьих, сложные и запутанные. Божественная мудрость и вера живут в простых душах том, что они не подлежат разумному осмыслению и обоснованию, а требуют преданности, любви, искреннего чувства к Богу.
Итак, как видим, в основе разграничения патристики на два направления лежало вопрос о соотношении веры и знания в человеческом свитоориентуванни, которое почти никогда не исчезало из духовного горизонта Средневековья.

20.02.2012