Исторические типы философии

tipu-filosofiiПереходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-разному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.
    Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии — это философия  Древнего Востока. К ней относятся  индийская философия, древнеегипетская философская мысль,  китайская философия.
    В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии — одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического метода в философии.
     На рубеже 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии и Египта появилась письменность.  Однако,  согласно первым письменным источникам, поначалу  еще не было целостных философских систем  с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о  возможностях познания  мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология).  На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые и стояли у истоков европейского философского мышления.
     До античной философии вообще не было развитых философских систем. 
    Античная философия — следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.
      В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
      Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день.      
     Такая вражда нашла отражение, например, в греческой трагедии, которая в значительной степени имеет философский характер. Родовая нравственность вступила в конфликт с нравственностью личности. Культура эпохи породила новый конфликты: семья-личность, род-государство. Отражение такой конфликтности мы наблюдаем в трагедиях Эсхила. Микенский царь Агамемнон принес в жертву богам ради успеха греческого войска  в войне против троянцев свою дочь Ифигению. Тем самым он  подчинил всеобщим политическим и государственным интересам жизнь собственной семьи, своего рода. Клитемнестра, жена Агамемнона,  встала на защиту семейной традиции и родовой нравственности, она убила мужа,  возвратившегося победителем с поля битвы. Сын же Агамемнона, который, без сомнения, любит и почитает свою мать, встал на сторону отца. По логике истории он должен продолжить дело отца, стать носителем новых отношений, защитить новые правовые законы. Орест мстит за смерть отца.    
    Таким образом, античная трагедия передала философию эпохи. Эта философия отразила трагическое противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями: формированием права и государства. Подобных примеров в истории философии немало.
     Средневековая философия  развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
     Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов.
    Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом,  на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”.
    Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)  строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.
   Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли.
     Следующий период европейской философии — философия ХIХ в. —  дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.
    Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности.
     По Гегелю, философия есть «эпоха, отраженная в мышлении». При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса
   В  истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры.

26.01.2012