Изменения в мировоззрении во время перехода от античности к европейского Средневековья

Основной причиной радикальных изменений, которые произошли в мировоззрении во время перехода от античности к европейского Средневековья, было разрушение античного полиса (основной формы государственной и общественной жизни) как реальной почвы всей античной цивилизации, а вместе с ним — разрушение и всего уклада жизни. Римская империя ввела в свой состав огромную территорию с разнообразными этносами, культурами, верованиями, подчинив все единому центру. Огромная государственная машина империи, которая почти все время находилась на военном положении, перемешивала и перемалывала и людей, и культуры, и религии, сделав наконец отдельного человека беспомощным и беззащитным. Ни власть, ни богатство, ни высокие должности не были надежной основой для человеческой жизни. Отчаявшись во всем материальном, люди обращали свои взоры и надежды к духовному. Здесь очень полезным было открытие античной философией автономии человеческого духа, поскольку оно помогало человеку найти в самой себе опору для противостояния жизненным невзгодам. Однако философия была не очень доступной для множества людей, поэтому в Римской империи были распространены мистицизм (вера во вмешательство в человеческую жизнь тайных сил), культы различных богов, огромное количество которых, кстати, больше запутывала людей, чем им помогала. Появление христианства хорошо вписывалась в общий духовный настрой эпохи, а потому оно достаточно быстро распространилось в империи. Ведь именно христианство не просто признало автономию человеческого духа, а дала ей свое объяснение: в человеческой душе есть доля божественного, то есть абсолютного духа, а могущество последнего была наглядно продемонстрирована Иисусом Христом. Какой именно потому, что нес в себе этот дух, прошел через смерть и победил ее. В последствии вся эпоха Средневековья жила в условиях доминирования христианской религии во всех сферах общественной жизни.
Появление и утверждение христианства в Европе привели к радикальной духовной революции в развитии европейской цивилизации. Это можно увидеть достаточно отчетливо через сравнение античного и средневекового мировоззрения с их основными характеристиками.
Античной мировоззрение
1. Политеизм (многобожие).
2. Боги является частью природы, или олицетворением природных стихий.
3. Выходные качестве богов: сила, могущество;
4. Боги упорядочивают и украшают мир.
5. Космос, природа — общие условия существования богов и людей.
6. Человек опирается в своих поступках на знания.
7. Главная жизненная задача человека — совершение подвига.
8. В восприятии действительности акцент падает на внешнее, внутреннее проявляет себя только через внешнее.
9. Люди разделяются по этническим и родовым признакам.
10. Господство натуралистического мировосприятия.

Средневековый мировоззрение
1. Монотеизм (единобожие).
2. Бог является духовной сущностью, которая находится за пределами мира (трансцендентность).
3. Исходное качество Бога любовь к человеку.
4. Бог творит мир из ничего.
5. Природа не имеет собственной сущности и не может существовать без притока божественной энергии.
6. Человек во всем полагается на веру в Бога.
7. Главная жизненная задача человека — спасение души.
8. В восприятии действительности акцент падает на внутреннее;
внешнее скорее мешает правильно понять внутреннюю.
9. Все люди равны перед Богом.
10. Господство символического мировосприятия;

Как видим, основные мировоззренческие ориентиры во время перехода от античности к средневековью меняются на противоположные. Человек Средневековья сосредоточивается на внутреннем, духовном. Спасение души для нее имеет не только индивидуальный смысл: спасая себя, человек, во-первых, увеличивает мировой потенциал добра и света, а во-вторых, способствует возвращению мира к тому состоянию, в котором он находился до грехопадения. Человеческая жизнь приобретает целевого направления, а история — временного измерения, поскольку все человечество напряженно ожидает второго пришествия Христа. Бог создает мир из ничего, и поэтому последний все время находится на грани бытия и небытия. Мир существует только потому, что Бог держит его в своей «десницы». Созданный мир не влияет на Бога, поскольку Бог — это духовная сущность, абсолют всех абсолютов, совокупность всех возможных совершенств. По этой причине Бог является для человека непостижимым и принципиально позарозумовим (замысел Божий неизвестен) Бог только из собственного милосердия и любви может открыть себя человеку, и это произошло, когда Он послал на Землю своего сына — Иисуса Христа. С другой стороны, каждый человек несет в себе «искру Божью», поэтому путь к Богу лежит через духовное самоуглубление и самозосередження и, наконец, через самосовершенствование. Согласно пониманию природы, морали, человеческих жизненных обязанностей определяли исключительно религиозные догматы (выходные неизменные положения).
За графиком эпоха Средневековья охватывает период от падения Римской империи (иногда — от основания Константинополя), т.е. с IV-V вв., До открытия Америки (или до падения Константинополя), т.е. к XV-XVI вв.
А этапы развития средневековой философии зачастую определяют так:
1 этап — апологетика и патристика (II-IX вв.)
2 этап — схоластика и мистика (Х-XVI вв.)
а) ранние схоластика и мистика (Х-ХI вв.)
б) зрелые схоластика и мистика (XII-XIII вв.)
в) поздние схоластика и мистика (XIV-XVI вв.). Обратим внимание на то, что духовные процессы в процессе формирования средневекового общества опережали социальные, удостоверяющий чрезвычайно важную роль духовного фактора в развитии истории.

20.02.2012