Киническая школа
Другой, столь же известной школой последователей Сократа явилась киническая (или циническая) школа, основанная в Афинах Антисееном. Последователей школы (по одной из версий) называли циники, или киники, за их характер, угрюмость, за постоянное недовольство и готовность «укусить» («кинос» по гр. — собака), т.е. обидеть какой-то презрительной фразой. По другой версии — за «собачий», т. е. простой, естественный, упрощенный образ жизни. Киники понимали добро как, прежде всего, полную независимость от материальных благ, как способность к самоограничению. Мудрец, говорили они, это человек, знающий, в чем состоит добро, и он должен ограничиваться удовлетворением лишь естественных потребностей.
Порок, как полагали киники, это глупость. Порочный человек — глупец, ибо он ищет счастья в чем-то другом, нежели в себе и своей природе. Свое учение они называли автархией. Автархия — это автономия нравственной личности. Автархия — вершина добродетели, ее цель — свобода от потребительской, обыденной жизни, свобода заниматься философией.
Подобная точка зрения относительно ценностей человеческой жизни, порока и добродетели вела к аскетизму. Аскетизм киников порой доходил до абсурда. Киники умышленно довольствовались самой грубой пищей, рваной одеждой (часто это был лишь один плащ). Они спали на земле и нищенствовали. Бесстыдство, как они говорили, состоит не в отсутствии одежды, а в любого рода зависимости. Порочной они считали всякую зависимость от благопристойности. Утонченному изяществу афинских манер, часто порожденному лицемерием, они противопоставляли сарказм и иронию. Кстати, это и роднило их с их учителем Сократом, ибо Сократ называл свой философский метод искания истины именно иронией.
Надо заметить, что этот цинизм, по существу, был естественной реакцией на распространившийся в Афинах культ внешней красоты и изящества. Многие чувствовали пустоту подобных идеалов.
Школа киников просуществовала 150 лет после смерти Сократа (до середины Ш в. до н.э.), а затем растворилась в стоической школе. Стоики усвоили много элементов кинической школы, но без крайностей последней.
Наиболее известным из киников был Диоген Синопский. Диоген не причислял себя ни к одной из стран мира, а говорил о себе: «я – гражданин мира». Много историй сохранилось о его жизни. Одна из них – о его свидании с Александром Македонским. Великий завоеватель повсюду встречался с почестями и благолепием. Когда он вошел в город, где жил прославленный философ Диоген Синопский, то не увидел последнего среди почитателей. Александр решил сам отправиться к нему. Диоген отдыхал, греясь на солнце. «Я царь, Александр Македонский»,- сказал ему полководец. «А я Диоген циник», — ответил Диоген. Александр спросил, не нужно ли ему чего. Ведь все просили у царя каких-то благ – земли, домов и т.п. «Конечно, — ответил Диоген, — посторонись, не заслоняй мне солнца». Александр был поражен таким равнодушием к царским дарам. Он воскликнул, отойдя: «если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном».
Диоген презирал обычных людей, не следующих учению киников. Он расхаживал по улицам города с зажженным фонарем днем и говорил: «Ищу человека». Себя же он называл «гражданином мира». В гордом одиночестве и в занятиях кинической философией он прожил до 90 лет.
Таковы этические школы Древней Греции, наследовавшие философию Сократа.
Этика, а именно — учение о добре, стала по существу подлинной онтологией и аксиологией Сократа и его последователей. А гносеологией – диалектика, которую Сократ понимал как искусство вести беседу, в результате которой из противоречивых суждений рождалась истина.