Методы и формы научного познания
Весь ход нашего рассмотрения познавательной проблематики привело к необходимости подробнее выяснить существенные особенности научного познания, ведь не сомневается, что научное познание сегодня самым и авторитетным. Мы довольно часто, обсуждая какие-то сложные вопросы, ссылаемся на науку, ждем именно от нее или решительных подтверждений некоторых суждений и позиций, или несомненных их опровержений.
Общие особенности научного познания уже были обозначены. Подробнее признаки науки, ее место в жизни современного общества рассмотрим в итоговом разделе. Сейчас же обратим внимание на важнейшие особенности науки как познавательной деятельности. Прежде, научное познание выступает как осознанное и сознательно организованное, есть знание о том, как производить, накапливать и улучшать знания. Поэтому очень существенным, можно сказать, — генетическим компонентом науки предстает метод. По Р. Декартом, метод — это порядок и последовательность познавательных действий, которые заведомо обосновывают и целенаправленно применяют. Общие особенности познания проявляются в науке из-за наличия в ней двух уровней познания: эмпирического и теоретического. На эмпирическом уровне познание направлено на получение научных фактов. По выражению Ф. Бэкона, «факты — питание науки». Основная задача эмпирического познания — фиксация, накопления и первое обработки фактов. Поэтому и результатам эмпирического познания являются факты и определенные формы их сведения, такие как классификации, типология, тарификация и др.. Обратим внимание на то, что факты — это не просто события или явления, которые происходят или происходили. Для науки далеко не все из такого может быть фактом. Для того, чтобы определенное явление стало фактом, оно должно быть зафиксировано с помощью определенного инструментария науки, описанное научной терминологией. Отсюда и формы эмпирического познания: описания, сведения, протоколы. Особое значение имеют протоколы, поскольку они являются первыми фиксации фактов. В современном науковедении фигурирует понятие «протокольных суждений», которое имеет достаточно часто решающее значение для надежности фактов. Когда факты добытые и в определенной степени упорядочены, возникает необходимость их дальнейшего интеллектуального обработки. Здесь на первый план выходят некоторые загальнологични интеллектуальные процедуры, однако в науке они также осуществляются четко, тщательно контролируемый, с применением специальных операциональных средств (например, аппарата математической логики). Итак, здесь фигурируют методы: анализ и синтез (разложение фактов на необходимое количество элементарных составляющих, исследования последних и дальнейшее их возведения в качественно целое явление) индукция и дедукция (движение мысли от отдельных фактов к обобщенным идей, выводов, и обратное движение — от общих идей и принципов к конкретным фактам) формализация (выделение благодаря предыдущим методам однородных, повторяющихся элементов в совокупности фактов и последующее их символическое обозначение с целью упрощения операций с фактами или их составными) идеализация (доведение параметров определенных фактов до предельно возможных их измерений с целью изучения определенных качеств в их полных и отчетливых проявлениях). Указанные методы мы довольно часто (иногда стихийно) применяем в повседневном жизненном опыте. В науке они, как было, имеют четкое процедурное разработки. Использование идеализации и формализации подводит к математической обработки фактов. Все эти методы приводят к возникновению теоретического уровня научного познания. Задача научных теорий — описание, определение определенной предметной сферы реальности через выявление ее существенных, необходимых, важных связей, функций, отношений. Поэтому теория довольно часто начинается с открытия законов исследуемой сфере.
Результатом теоретического познания возникают научные теории — система рационально-логических утверждений, понятий, принципов, законов, отнесенных к определенной сферы реальности. Как обычно, научные теории строят по принципу «пирамиды»: вверху размещены исходные концептуальные принципы науки, фиксирующие ее фундаментальные установки (например: «законы Вселенной везде одинаковы», «Мир является упорядоченным, т.е. имеет регулярность, а не беспорядочным», «Все подлежит формализации и математическому исчислению «,» Любой, что существует, можно представить в виде системы «и др..). Далее идут принципы, фиксирующие фундаментальные качественные характеристики исследуемой реальности, затем — теоремы, законы, утверждение, понятие, фактические данные. Итак, научная теория является наиболее развитой и совершенной формой познания. Чтобы опровергнуть научную теорию, недостаточно иметь факты, что ей противоречат; следует выдвинуть новые гипотезы, аксиомы, создать конкурентную теорию или существенно изменить принципы имеющейся. Теоретическое познание, как обычно, происходит в формах рассуждения, интеллектуального созерцания, мысленного конструирования и мысленного экспериментирования, все они направлены на построение научной теории. Чаще всего при этом используются следующие методы: а) аксиоматический: выделение исходных соотношений сферы познания и установления с их помощью содержания связей этой сферы б) теоретического моделирования: конструирование предметных качеств с помощью математики, теории систем и др.. В) гипотетико- дедуктивный: формирование гипотез, объясняющих совокупность фактов, вывод из гипотез частных утверждений и их объяснения г) восхождение от абстрактного к конкретному: выделение элементарных характеристик фактов и сведение их в единую систему утверждений д) сочетание исторического и логического: исследуют исторический процесс определенной сферы, выделяют в нем необходимые связи, которые сводят в единую систему утверждений. В последнее время в науковедении обращают внимание на важную роль экспериментально-практической базы науки, где создают инженерные обеспечения научных исследований, приборы, осуществляющие экспериментальные испытания научных положений.
Итак, наш экскурс в методологию научного познания свидетельствует о том, что современная наука стоит очень насыщенной и разнообразной, а одновременно — и сложной, за арсеналом тех средств, которые она применяет с целью повышения достоверности и эффективности человеческих знаний.