Мировоззрение, его формы и исторические типы.
Мировоззрение можно определить как воззрение на мир, размышление о мире, обществе, человеке.
Мировоззрение может быть различным. Оно различается по формам, уровням и историческим типам.
По форме мировоззрение может быть социально дифференцированным, региональным, профессиональным и т п.
По уровню мировоззрение может быть обыденно-практическим или научно-теоретическим. Может опираться на жизненный опыт или – на научную логику. В соответствии с этим, человек обосновывает и необходимые действия.
Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть. Представления о мире и месте в нем человека и называют мировоззрением.
Русский философ В.С.Соловьев дал свое оригинальное определение мировоззрению. Мировоззрение — это “умственное окошко”. В работе «Идея «сверхчеловека» Соловьев сравнил три формы мировоззрения: экономический материализм К. Маркса, “отвлеченный морализм” Льва Толстого и теорию “сверхчеловека” Ф. Нипше.
В.Соловьев писал: “В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, “нижний” двор истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского “сверхчеловека” прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины”.
Мировоззрение зависит и от ориентации личности, и от многих иных факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят: “вот в наше время…”. Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.
Мировоззрение, отражая свое время, имеет также социальные, профессиональные и иные особенности. Кроме того, каждый человек может обладать и собственным, индивидуальным мировоззрением. Мировоззрение отличается особой ценностной ориентацией личности. Конечно, речь идет отнюдь не об утилитарной стоимости или полезности вещи, а о духовной “переоценке ценностей”, т. е. понимании того, что есть ценности, поважней сиюминутных забот. Это добро, красота, мир и т. п.; то, без чего вообще невозможна жизнь.
Таким образом, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в «болото». Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине, срастание с ней — без критики и собственного анализа, принятие на веру раз и навсегда какой-то идеологии (социальной установки, религиозной идеи или научной концепции) называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.