Натурфилософские школы о макро- и микрокосмосе. Элейская школа
Элейская философская школа. Другой философской школой У в. до н.э. была элейская школа (по имени города Элей в Южной Италии). Она представлена философами: Парменидом, Ксенофаном и Зеноном.
Парменид был известен своей «Поэмой о природе«, одна часть которой называется «Об истине», а другая — «О мнении». Есть две философии, полагал он, одна соответствует истине, а другая — мнению. Критерий же истины — разум. Ощущения не дают точной информации, они обманчивы. Диоген Лаэртский писал о Пармениде: «И не следующий мнению толпы, могучий, надменный Парменид, который поистине освободил мышление от обмана воображения».
Парменид объяснял Вселенную как единое сущее, безначальное и шаровидное, неподвижное. Такова, по его мнению, истина. Все суждения о ее возникновении относятся к области кажимости, подчинены ложному мнению. Для того, чтобы знать истину, нужно изгнать ощущения. Есть только неподвижное бытие, небытия (чего-то сверх бытия) не существует. Все это и есть Бог, он неподвижен, конечен и имеет форму шара. Как и Демокрит, Парменид считал, что все подчинено необходимости. Судьба, Провидение и Творец мира тождественны.
Учение Парменида отражает основное содержание философской школы элеизма. Но основателем элеизма был не Парменид, а его учитель Ксенофан.
Ксенофан вел скитальческую жизнь (с 25 до 92-х лет), писал произведения в поэтической форме, обладал острым критическим умом. Впервые в истории философии он высказал мысль о том, что все боги — плод людской фантазии, что люди изобрели богов по своему образу, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Богам античности он противопоставил одного Бога, который един с природой.
Вот его миропонимание. «Все, т. е. вся Вселенная, есть единое». «Единое есть Бог». Божество шарообразно и не подобно человеку. Божество все видит, слышит, однако не дышит; оно есть ум, мышление и вечность. «Все едино и неизменно, и это есть Бог, никогда не рожденный, вечный, шаровидной формы». Люди же созданы не богами, а родились из земли и воды.
Остроумны суждения Ксенофана насчет того, как люди сами творят себе богов по своему образу и подобию. «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми». «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы (им) тела такого рода, каков телесный образ у них самих, (каждые по-своему)»
Можно отнести миропонимание Ксенофана к пантеизму, поскольку для него «все или Вселенная есть Бог».
С пантеизмом Ксенофана были связаны его аитиантроломорфизм и антиполитеизм. Антиантропоморфиззм — это точка зрения, отрицающая человекоподобие богов. Антиполитеизм — точка зрения, отрицающая многобожие. Ксенофан полагал, что Бог един, и Он совпадает и с самой окружающей природой, и с процессом мышления человека. Гомера же и Гесиода Ксенофан упрекал в антропоморфизме: «Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман».
Итак, Ксенофан был основателем элеизма. Их учения с Парменидом похожи, однако есть разница: Ксенофан выразил элеизм все же в форме, близкой к богословской. Вот как это будет выглядеть схематично.
Парменид Ксенофан
Бытие есть, оно едино и вечно. Бог есть, Он един и вечен.
Оно неподвижно, и вещество, и мысль. Он неподвижен, Вселенная, состоящая из
вещества, мыслит.
Парменид высказал элеизм более полно и в философской форме.
Что же было после Парменида? Очевидно, надо было доказать единство и неподвижность бытия. Такое доказательство апагогически сделал Зенон из Элеи, ученик Парменида.
Зенону принадлежат следующие положения.
Во-первых, разработка аргументов против множественности вещей. «Тому, кто утверждает множественность (сущего), приходится впадать в противоречия», т. к. если оно множественно, то «оно и велико, и мало…» и т. д. Однако все измерения относительны, и вещь «тождественна с собой и едина». Например, если вещей много, то между двумя еще есть новая и т. д., Т. е. вещей бесконечное множество; но их и столько, сколько есть, т. е. конечное число.
Во-вторых, отрицание существования движения. Аргумент таков: «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет».
Аристотель приводил четыре суждения Зенона о движении (знаменитые апории Зенона). Два суждения, отрицающие движение, состояли в следующем.
Первое суждение. Летящая стрела пребывает в покое (поскольку каждое мгновение она находится, т. е. покоится в каком-то месте). «Летящая стрела стоит неподвижно», ибо «время слагается из отдельных «теперь».
Второе суждение об Ахиллесе и черепахе. Они начинают двигаться вместе. Но он никогда не догонит ее, хотя движется в 10 раз скорее, потому что пока пройдет остающееся расстояние между ними, она уйдет на 1/10 этого расстояния, и т. д. до бесконечности.
Натурфилософские школы — Милетская и Элейсквя, таким образом, разработали философские представления о единстве бытия, пантеизме, диалектике. Эти представления впоследствии приобрели научное выражение (в учениях Спинозы, например, и Гегеля). Однако основоположником диалектики явились не милеты и не элеаты, а Гераклит, творивший примерно в то же время, что и элеаты.