Общество как система: основные элементы общественной жизни и их взаимосвязь. Духовная жизнь общества.

Рассмотрение истории как процесса предполагает выделение в нем как меняющихся (динамических), так и постоянных (статических) элементов. Ведь без фиксации в истории устойчивых моментов мы вряд ли смогли бы зафиксировать ее движение. Кроме того, важно также знать, что находится в историческом движении. Реальная история человечества — это движение во времени, который осуществляет определенная общественная единица или структура. В истории возникали и исчезали разные формы организации общественной жизни. Но сегодня мы можем сказать: развитое общество имеет определенную, более или менее устойчивую, структуру. В ее основе лежит необходимость обеспечения основных жизненных потребностей и выражений человека (еще раз подтверждает: не человек существует для общества, а формы общественной организации — для человека). Современное состояние общества требует нормального функционирования в нем по крайней мере следующих основных элементов: сфера материально-производственной деятельности; сфера деятельности; сфера быта и семейных отношений; сфера социальных отношений, органов и учреждений (в том числе — органов управления различного уровня); сфера духовной жизни общества.
Названа совокупность элементов общественной жизни:
• обеспечивает удовлетворение всех основных жизненных потребностей человека (материальных, социальных, жизненных, творческих и духовных);
* Образует целостность общественного «организма»;
• создает условия для исторического разбирательствам общества;
• дает возможность выяснить, что именно и с какими особенностями меняется в общественной истории.
Какие из указанных элементов общественной жизни можно было бы считать основными, базовыми для общественной жизни? В ответ на этот вопрос следует подчеркнуть: поскольку речь идет именно о системном характере общественной жизни, то в системе нельзя какие-то отдельные элементы рассматривать как ведущие, а остальные — второстепенные. Системная качество характеризуется тем, что, воздействуя на любой элемент, мы влияем на всю систему в целом. Поэтому следует говорить о том, что все названные элементы должны быть в оптимальных отношениях, что каждый из них должен выполнять свою функцию в рамках системы, не подменяя, не умаляя и не тормозя все остальные. Если в любом из этих элементов общественной системы начинают происходить разрушительные, кризисные процессы, то это непременно скажется на качестве и функционировании всех остальных. Иногда утверждают, что без успехов экономики или без разумной политики не может быть нормальной общественной жизни. Это справедливо, но так же не может его быть без стабильной семьи, без нормального функционирования культуры, без законности и морали.
Вместе отметим, что при определенных условиях на первый план в гармонизации общества могут выходить проблемы определенных отдельных сфер жизни (скажем, экономики, государственной политики и др.).. Но при их решении нельзя не учитывать именно системный характер организации общественной жизни, иначе в обществе возникнут нежелательные деформации. Например, если сегодня слышим суждения о том, что решение проблемы экономики автоматически решит вопрос политической жизни, развитии науки и культуры, то можем согласиться с тем лишь частично. Действительно, выход из экономического кризиса необходим хотя бы потому, что она блокирует нормальное развитие процессов в других сферах общества, например, развитие образования, ухудшает моральное состояние общества и др.. Достаточно очевидно, что без законодательной базы, без политической воли не может быть нормальной экономической жизни. В свою очередь, без усилий, направленных на развитие культуры и образования, напрасно надеяться на их процветание в условиях экономического благополучия. При всем том нельзя утверждать, что экономика составляет общее условие, выходной почву общественного развития, культура и образование — его интеллектуальный фактор, а политика и законодательство — активно-действенный. Экономике нужны простор, горизонты движения; культуре и образовании — внимание; политике и законодательству — здравый смысл, четкие и ясные программы. Того требует системный характер общественной жизни.
Из всех сфер общественной жизни сложной оказывается духовная жизнь общества. Оно не подлежит четким описанием, однозначно фиксация и оправданном и прогнозируемом регулированию. По сегодняшний день остается под большим вопросом проблема стимулирования духовных процессов общества как, например, можно способствовать увеличению количества гениальных творцов и произведений? Какую систему образования и воспитания можно считать оптимальной по обогащению духовного потенциала общества? Не вызывает сомнения то, что жестокая регламентация интеллектуальной деятельности приводит к ее обеднению и вырождению, но и вседозволенность, ничем неограниченная произвол в этой сфере не идет ей на пользу. Нельзя делать открытия «по плану», тем более — гениальные, но вряд ли можно считать оправданной политику пассивного ожидания стихийных «прорывов» в духовной жизни, особенно, например, в научном познании. Итак, всякое «слишком» здесь не подходит. Духовная жизнь общества функционирует как сложная саморегулирующаяся система с ее внутренними тенденциями и факторами.
В этой сложной системе принято выделять его основные элементы, уровни и состояния. К основным элементам духовной жизни относят всю ту совокупность мыслей, норм, идей и принципов, которые, как обычно, связанные с функционированием важнейших сфер общественной жизни. Здесь фигурируют: экономическая, правовая, нравственная сознание, искусство (шире — эстетическое сознание), религиозное сознание, архетипы коллективного бессознательного (см. разд. 9). В духовной жизни различают также такие его уровни: уровень массового сознания и уровень общественной идеологии, при этом перечисленные ранее элементы общественного духовной жизни могут функционировать на обоих этих уровнях. Уровень массового сознания — это уровень преимущественно стихийного формирования и функционирования в обществе определенных взглядов, предпочтений, стереотипов поведения, типичных приемов понимания и осмысления. Иногда этот уровень называют общественной психологией, он исследуется специально социальной психологией. Доказано, например, психологическое состояние толпы нельзя разложить на сумму психологических состояний человеческих единиц, включившихся в эту толпу: здесь действуют стихийные силы и стимулы. Большую роль в массовом сознании играют массовые представления о социальной престиж, моду, жизненный успех. Важным регулятором процессов массового сознания возникает явление «социальных ролей», которое предполагает существование устойчивых образов типичного выполнения человеком определенных социальных функций: например, «если я отец, я должен …» И т.д.. Общественная идеология представляет собой уровень производства социальных идей, принципов, теорий и концепций. Ясно, что этот уровень формируется и функционирует с гораздо большим, чем общественная психология, элементом сознательных, целенаправленных действий. Общественные идеи, как обычно, производятся мыслителями, интеллектуалами или специальными социальными ведомствами (например, военными). Ясно, что общественная идеология не может быть свободным от влияний общественной психологии, однако она является более четкой, детализированной, внутренне связанной, аргументированной, а потому и более действенной. В истории общества наблюдается противоречивое отношение к общественной идеологии: время от времени появляются аргументы в предвзятости, ангажированности, а потому — даже вредности идеологии как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку, как приходится, идеология никогда не бывает об «объективной, она навязывает людям какой-то частичный интерес как общий. Однако так же возникают и распространяются мнения о пользе и необходимости идеологии для слаженности в обществе. Как обычно, оппозиционные власти люди или социальные силы выступают против пропаганды какой-то идеологии как общей. Но когда они сами приходят к власти, их отношение к идеологии меняется на прямо противоположное: свою идеологию они теперь пытаются выдавать за лучшую и самую нужную всему обществу. Отсюда можно сделать вывод о том, что общественная идеология возникает средством целенаправленных воздействий определенных социальных сил на массовое сознание и состояние общества в целом, это есть определенная программа социальной деятельности. Поэтому идеология, как обычно, подается в виде призывов, программ, лозунгов, стереотипных догматов и др.. В связи с этим в общественных науках иногда проводят различение между социальной идеологией и теоретическим уровнем духовной жизни общества: идеологию рассматривают как заинтересованное и целенаправленную общественное мнение, а теоретическую сознание как таковое, что стремится к взвешенному, объективного изучения и осмысления действительности. Отсюда становится понятной оправданность призыву освободить гуманитарные и социальные науки от идеологических акцентов, оставить идеологию политическим деятелям, партиям и социальным силам, не путая их с наукой, в том числе — с науками общественными и гуманитарными. Однако было бы опрометчивым понять это так, что обществу нужна или только наука, или только идеология; действительности реальные противоречия между наукой и идеологией предстают одним из стимулов развития духовной жизни общества.
  Кроме этого отдельно выделяют и исследуют состояния духовной жизни общества, где могут фигурировать: активное состояние (обусловленный, например, желанием большинства общества включиться в выполнение каких-то социальных программ), акцентированный состояние (например, массового патриотизма или военной агрессивности), пассивное состояние (общественной апатии или скепсиса) и сбалансированное состояние (что предполагает наличие моментов всех возможных состояний без очевидного преобладания какого-либо отдельного). Между всеми названными структурными единицами духовной жизни наблюдаются взаимные влияния и взаимные корреляции: так, например, успехи науки или большие достижения искусства могут привести к изменениям в состояниях духовной жизни, а последние, в свою очередь, могут стимулировать развитие определенных направлений духовных процессов, изменения, происходящих в области общественной идеологии могут определенным образом изменить массовое сознание и общественное мнение, а последние также могут существенно повлиять на то, какие именно идеи пропагандируются, выдвигаются на первый план в общественных процессах.
При рассмотрении процессов духовной жизни в науке также фигурирует понятие духовной (или интеллектуальной) атмосферы общества; как обычно при этом речь идет о состоянии духовной жизни и возможные тенденции его изменения. Такая атмосфера предполагает, что определенные события, лозунги, идеи могут иметь вполне определенные результаты. Или же она предстает как такая, что способствует возникновению и распространению вполне определенных взглядов, настроений и идей.
Опыт общественной истории на сегодняшний день свидетельствует наиболее благоприятными для духовной жизни возникают демократический строй общественной жизни и политика либерализма (содействие развитию человеческой активности в различных сферах жизни), в сочетании с постоянным вниманием со стороны управленческих общественных институтов в процессы духовной жизни, экспертных оценок ее состояний и определенных мер стимулирования развития ее отдельных участков. Важнейшим условием таких мероприятий возникает признание и соблюдение свободы мысли, слова и информации, выполнение такого условия позволяет характеризовать определенное общество как «открытое».

21.02.2012