Общие особенности духовных процессов и развития философии в ХХ в.

По общему признанию философов, историков, культурологов, политических деятелей и других интеллектуалов, ХХ в. представляет собой особый этап в развитии современного общества. Оно отличается необычайной динамикой всех сфер общественной жизни, интенсификацией социальных процессов, ускорением темпов социальных изменений. Опыт этого века может вместить в себя опыт целых эпох предыдущей истории — настолько он является насыщенным разнообразным содержанием. Достаточно вспомнить, что в ХХ в. человечество пережило две мировые войны, ужасные численности своих жертв, несколько революций (также часто с разрушительными последствиями), впервые вышло за пределы земного пространства, проникла в мир микропроцессов, изобрело небывалые средства оперирования информации, научился трансплантировать органы человеческого тела, дешифровали генетический код человека и др.. За одно это век в культуре и искусстве произошла смена нескольких стилей и направлений, возникло явление массовой культуры, чрезвычайного распространение получили средства массовой информации. В ХХ в. каждый человек появляется так или иначе приобщенной к всемирной истории, живет не только своей личной жизнью, а в некоторой степени и жизнью всего человечества. На фоне колоссального увеличения масштабов человеческих проявлений и человеческой жизнедеятельности отдельно взятый человек начинает теряться, растворяться в массе, однако это лишь одна сторона, характеризующая изменения в ее положении. Другой же, напротив, свидетельствует колоссальный рост возможностей отдельного человека, это касается и политических деятелей, и в определенной степени любого человека, ведь сегодня один человек владеет (через «Интернет») с кем угодно, может распространять свое влияние и свои мысли почти безгранично. Люди, приобщенные к средствам массового уничтожения, несут колоссальную ответственность за последствия своих действий; то же самое можно сказать и о тех, кто связан с особо опасным в экологическом плане производством. Чрезвычайно пестрым предстает современная жизнь в этническом плане: разные народы и этносы сегодня в известной степени перемешались, достаточно ярко проявилась культурная разнообразие человечества. Словом, если резюмировать сказанное, то можно утверждать, что общественная жизнь в ХХ в. возникает чрезвычайно пестрым, интенсивным и масштабным, разнообразным и противоречивым. Все это не могло не сказаться на положении философии. Во-первых, философия в ХХ в. вышла далеко за пределы академических аудиторий, появилась довольно сильно интегрированной в систему общего (а не только специальной) образования, получила широкое распространение из-за разного рода издания, публичные лекции, симпозиумы и семинары, через создание и деятельность разного рода философских обществ. Это значит, что в своих основных проявлениях философия ХХ века. является неклассической. Более того, можно уверенно утверждать, что содержание и значение явления некласичности именно в философии ХХ в. раскрылись с наибольшей полнотой и яркостью. Во-вторых, ощутимо изменилась речь такой философии: обращена к широкой общественности, она стала говорить на понятном каждому человеку, иногда даже обыденным языком. В-третьих, изменились также (и неизбежно) и ее содержательные и предметные ориентации можно смело утверждать, что для философии ХХ века. не существует запретных тем или зон, она везде проникает и все пытается втянуть в орбиту своих интеллектуальных осмыслений. Отсюда следует такая особенность философии ХХ в., Как ее колоссальное разнообразие, пестрота, насыщенность разновидностями и вариантами. В этом смысле своим развитием философия ХХ века. может напоминать развитие цепной реакции, когда из каждого пункта ее протекания мгновенно ответвляется целый ряд процессов, и т. п. В-четвертых, интересной особенностью философии ХХ в. появляется и то, что она не замыкается на том смысле, который возник в данном веке, а, наоборот, будто актуализирует всю предыдущую историю философии. В ХХ в., Наряду с новейшими философскими изобретениями абсолютно полноценно и равноправно существовали и существуют якобы исторически отжившие направления и течения, получив иногда дополнительную долю «нео-«: неопозитивизм, неосхоластика, неотомизм, здесь также культивировались некоторые направления древней восточной философии, античной философии (например, неоплатонизм), патристики (неопаламизм) и другие. Этим, фактически, подтверждается тот факт, что философия способна продуцировать некоторые вечные темы для человеческого интеллектуального осмысления. И все это, в-пятых, привело к тому, что в философии ХХ в. произошла определенная, иногда — достаточно радикальная переоценка предыдущих идей, представлений и ценностей. В ХХ в. продолжали наращиваться тенденции минимализма в философии, то есть отказа от абсолютов, сосредоточение внимания на доступном для восприятия и познания, философия выводила на первый план субъективную реальность, фактически устранив проблему соотношения объекта и субъекта; философские положения и выводы более направлены не на поиски готовых или окончательных выводов, а на интеллектуальное освоение и проблемное определения первых участков того, что можно назвать человеческой реальностью. Наконец в конце ХХ ст. становится возможным и такое, например, ее понимание: «Философия может быть техникой установления соразмерности между душой и миром, способом освоения мира, создания его приемлемым для человеческого в нем расположение в формах, достижимых пониманию, переживанию, интуиции и мистическом озарению» (История современной зарубежной философии: компаративистский подход. — СПб., 1997. — С.49). Согласимся, что между «любовью к мудрости» и «техникой установления соразмерности» пролегает колоссальная дистанция. Наконец, в-шестых, в ХХ в. начали постепенно размываться границы между философскими трудами и трудами и жанрами близких к ней областей интеллектуальной деятельности. На почве тесной интеграции между философией и искусством, с одной стороны, возник жанр философской (или интеллектуальной) литературы, а с другой — жанр философской эссеистики, которую иногда достаточно сложно отличить от литературы. Так же возникли, например, концептуальные живопись и графика, философское кино и пр. На границе философии и науки функционирует современная аналитическая философия, которая пытается строить философские утверждения средствами математической логики или логизованои лингвистики. Получили свое развитие в ХХ в. и жанры интеграции философии и религии, философии и разного рода эзотерики.
Итак, философия ХХ века. предстает перед нами как явление сложное, разнообразное, активно-действенное и весьма органично вписано в современные культурно-исторические процессы.

21.02.2012