Особенности исторического развития науки и техники
Наука и техника могут развиваться как через постепенные количественные накопления, так и через достаточно радикальные изменения в их исходных основаниях. Первый путь развития определяется, конечно, как эволюционный, а второй — как революционный. Первой технической революцией считают так называемую неолитическую революцию в орудиях труда, состоявшейся примерно 10-8 тыс. лет назад. К этой революции орудия труда, их изготавливали из камня в течение около 1,5-2 млн. лет, были грубы и примитивны. Но внезапно орудий труда становится намного больше, они значительно совершеннее, изящные, и их иногда трудно отличить от произведений прикладного искусства.
Вторую очень важную по результатам технической революции Европа переживает во второй половине XVIII — начале XIX вв. Это так называемая промышленная революция: здесь возникают машины, для которых характерно наличие трех конструктивных элементов: рабочего орудия (1), передаточного механизма (2) и силового устройства (3). Машины чрезвычайно увеличивают производительность труда и постепенно начинают проникать в различные сферы жизни.
Первой научной революцией большинство исследователей считает возникновение науки в XVII-XVIII вв., Т.е. возникновение современной экспериментальной науки. В этот период впервые создается целостная научная теория, содержащая все необходимые признаки науки как таковой, — это классическая механика Ньютона. Эта теория имела хорошо развит математический аппарат и давала возможность вычислять и предсказывать ход физических процессов.
На рубеже XIX-XX вв. произошла новая научная революция, вследствие которой образовалась неклассическая наука: теория относительности, квантовая механика, галактическая астрономия, кибернетика. Наука в XX ст.вийшла на исследование «микро», «макро» и «мегапроцессов» мира в их единстве и переплетении и тем самым открыла путь к невиданным ранее технико-технологических сдвигов. Это, в частности, создания космической техники, генной инженерии, компьютерной, лазерной техники, ядерной энергетики и др..
Одним из последствий этой революции был выход науки и техники на принципиально новый уровень взаимодействия: сложность современной техники такова, что управлять ею без предварительного научного исследования, обоснование, экспериментирование невозможно. Поэтому в XX в. состоялись процессы: а) органического слияния науки и техники б) выхода науки на ведущее место в ее связи с техникой. А результатом того конце концов стала и некоторая революция в конструкции машины: с появился так называемый четвертый элемент машины-кибернетически-вычислительное устройство, породивший тенденцию к превращению машины в саморегулирующийся машинный комплекс. Все это часто определяют как научно-техническую революцию XX в.
Как уже было отмечено, бурное развитие науки и техники в XX в. заострил или заставил немного по-другому понять некоторые традиционные проблемы человеческого бытия, а следовательно, проблемы философии и социологии. Среди них — пересмотр периодизации истории европейской цивилизации. Еще в начале 60-х годов французский социолог Р.Арон выделил 5 стадий экономического роста европейского общества: 1) традиционное общество, живущее за счет продуктов, которые оно принимало преимущественно из природы, без существенных изменений последнего; 2) подготовка сдвиги. Это период эпохи Возрождения и начало эпохи Нового времени 3) сдвиг — период первых технических открытий промышленной революции, 4) индустриальное общество, активно перерабатывает природу на основе машинного производства, 5) постиндустриальное общество — общество, использует автоматизированное производство, управляемое информационной техникой , во всех сферах жизнедеятельности и ориентировано на массовое удовлетворение жизненных потребностей своих членов.
Ж.Эллюля, вообще разделяя подобный взгляд, выделяет в связи с этим в развитии техники три стадии: орудия ручного труда (1), машины (2); автоматы (3).
Американский исследователь Кан дает такую ??периодизацию развития общества, связанную с развитием науки и техники: 1) большая сельскохозяйственная революция, которая произошла примерно 10 тыс. лет назад и обеспечила человечеству стабильные средства к существованию, 2) большой переход, который начался в XVII в. и является переходом от традиционного общества к технотронного (господство техники). Этот период имеет три стадии: а) индустриальная революция (началась ок. 200 лет назад), б) технологическая революция (развернулась во второй половине XX в. И продлится около 200 лет) в) постиндустриальная революция (она ознаменует собой возвращение к прямым н «связей с природой на основе очень гибкой и развитой технологии).
Несколько иные периоды в развитии общественного научно-технического прогресса выделяет французский социолог Ж.-П.Кантеном. Это три волны: первая волна — промышленная революция, вторая волна — научно-техническая революция XX в., Третья волна — технологическая революция, начавшаяся в 80-х годах нашего века. Но широко понятие третьей волны вошло в научный оборот после выхода в свет работы американского исследователя А.Тоффлера «Третья волна». По мнению Тоффлера, третья волна научно-технического прогресса — это технологическая революция, которая завершает аграрную («первая волна») и промышленную революцию («вторая волна»). А.Тоффлер считает, что технологическая революция приведет к возвращению в доиндустриальных форм развития общества на новой основе — на основе биоиндустрии, космической и электронной техники.
Мы можем отметить, что в основных чертах приведенные ранее периодизации совпадают. Они четко делят историю на индустриальный и доиндустриальный период, а в рамках первого акцентируют внимание на этапах качественных изменений науки, техники и их связи. Рассматривая историческую динамику европейского общества, мы можем принимать эту периодизацию как научно достоверную и оправданную, хотя в рассмотрении других параметров исторической жизни общества можем применить иные подходы.
Констатируем как вывод, что в XX ст. мы наблюдаем всплеск интереса к науке и технике, а главное — повышение уровня самосознания человечества в связи с их влиянием. И это можно выделить как одну из ярких особенностей современного научно-технического развития. Бесспорно, ведущей особенностью современных процессов научно-технического развития следует считать вступление европейского общества именно в период «третьей волны» — технологической революции. Согласно мнению А.Тоффлера, первыми симптомами приближения к этой волны, появившиеся уже в конце 50-х годов XX в., Можно считать то, что массовое индустриальное производство, с одной стороны, привело к дробление направлений его применения и на этой основе — к увеличению степени однородности производственных показателей (это открывало возможность унификации с последующим применением вычислительной техники), а с другой — к беспокойству и неудовлетворенности стандартизацией жизни, стремительно надвигалась на развитые страны.
Кроме того, развертывание научно-технической революции очень скоро начало приводить к опасным экологическим последствиям. Все это и привело перенос акцента с выработки техники на разработку технологий и технологических процессов. Отличие последних заключается во всестороннем учете антропологических, психологических, экологических, этических и других факторов функционирования техники и технических комплексов. Биогенная инженерия, замкнутые безотходные производственные циклы, эффективное использование природных энергетических ресурсов, охвата широкого, чем обычно, круг факторов, вовлеченных в производство, максимальный учет человеческих потребностей, психологических предпочтений, этических норм — все это существенные черты технологической переориентации.
Ведущая роль во всех этих процессах принадлежит кибернетическим и электронно-вычислительным устройствам, широкому применению компьютерной техники, ибо только с помощью именно такой техники можно управлять уже названными процессами. В связи с колоссальным ростом значения компьютерно-вычислительной техники некоторые исследователи несколько по-другому оценивают роль средств информации и коммуникации в развитии человечества. Так, известный американский теоретик постиндустриального общества Белл считает, что важнейшими звеньями общественного развития являются те, которые определяют инфраструктуру общества, то есть средства коммуникации. Сюда он относит: а) транспорт б) средства доставки энергии в) телекоммуникации (аудио-и видеотехнику, компьютеры и т.п.). По мнению Белла, именно компьютерная техника вместе с другими современными средствами переработки информации способно привести к революционным изменениям в обществе и открыть новую эру в благосостоянии и взаимоотношениях между людьми. Но одновременно быстрый темп изменений в сфере производства ставит серьезные требования перед духовным развитием общества. Белл призывает к «интеллектуальной мобилизации», чтобы не спасовать перед валом технических достижений.
Дж.Гэлбрейт и некоторые другие философы и социологи выдвинули тезис о том, что каждая историческая эпоха имеет свои ведущие средства технически-производственной деятельности, освоение которых решает судьбу общественного прогресса. В архаическом обществе такой способ — это земля и человек (отсюда — массовые переселения народов) в индустриальном обществе — средства энергетики, в постиндустриальном — информационные средства. В этом обществе тот, кто владеет информацией, владеет всем.
Компьютеризация и информационные технологии существенно меняют структуру и динамику развития общества. Во-первых, они, по справедливому заключению Ж.-П.Кантеном, приводят, с одной стороны, к розречевлення деятельности. Если до отношения между людьми опосередковувалы вещи, то теперь на первый план выходит прямая коммуникация. В сфере производства действия человека все больше начинают связываться с оперированием знаково-символическими формами, а не материальными массами. Понятно, что при этом возрастает роль интеллектуальных факторов. С другой стороны, идет усложнение деятельности в связи с увеличением в ней удельного веса интеллекта и, следовательно, — удельного веса человека.
Какие тенденции общественного развития наблюдаем в условиях развертывания «третьей волны» научно-технического прогресса?
Нечего ожидать прекращения или исчерпания научно-технического развития, ведь он неразрывно связан с экзистенцией человека. Наоборот, мы должны ожидать в этой сфере нового взлета. Ведь современные моральные императивы требуют уменьшения разрыва между богатыми и неимущими как в отдельных странах, так и в международных отношениях. Без технических и научных достижений сделать это просто невозможно. Без науки и техники невозможно также обеспечить функционирование современной экономики. Кроме того, научные и технические достижения накапливаются в наше время небывалыми темпами. Прекратить их развитие пока просто невозможно; остается задача его регулировать. Итак, научно-технический прогресс, судя по всему, пока идти постоянно, с наращиванием темпов. Но он потребует от стран, занимающих в нем передовые рубежи:
1) комплексного решения проблем жизни в условиях технологической революции;
2) постепенного привлечения к научно-технического прогресса широкой мировой общественности, поскольку информационно-технологические преобразования не могут иметь локальный характер. Политика в постиндустриальном обществе может действительно превратиться в «социальную технологию»;
3) приоритетного решения гуманитарных проблем, поскольку речь идет о переходе к интеллектуальным и мощных средств жизнедеятельности. Некоторые исследователи считают, что при таких условиях может существенно возрасти значение религии, традиционных общественных и общечеловеческих ценностей.
Это тенденции, которые можно увидеть в развертывании «новой волны» по оптимистическому взгляду на нее. А при пессимистическом? Ну конечно, пессимистический взгляд перерастает в апокалиптическое: он предсказывает постепенную гибель человечества во второй половине XXI в., Частично от негативных экологических последствий технического прогресса, частично — от неспособности овладеть силы, пробужденные им. Облегченные варианты пессимизма предусматривают постепенное втягивание человечества в тупик и существенное ограничение технического развития. Больное человечество на больной планете начнет свое приспособление к жизни сначала.
Но оба прогнозы — и оптимистический, и пессимистический — требуют действий, мужества, сил и желания преодолевать жизненные препятствия. Это также один из итоговых выводов анализа современной ситуации в научно-техническом развитии.