Особенности исторического возникновения философии. Философия и мифология

filosofia-i-mifologia Из рассмотренного выше материала однозначно следует то, что философия как теория не может быть первой формой мировоззрения, ибо любая теория предполагает предварительное существование простых форм знания. Исторически первой формой мировоззрения принято считать мифологию (от греческих слов: переводы, рассказы, слово, учение) — рассказа или пересказ о богах, первопредков, начальные события мира и др.. На первый взгляд может показаться, что мифы — это сказки, что-то вымышленное, фантастическое. Однако для древней, архаической человека миф был единственным и всеобъемлющей формой мировосприятия. Самой особенностью мифологического сознания был ее синкретизм — «слияние всего со всем», и действительно, в мифе невозможно отделить натуральное от символического, реальное от фантастического, имеющееся от желаемого, духовное от природного, человеческое от нечеловеческого, зло от добра и проч. Поэтому миф обладал такой форме целостности, которая для других исторических форм сознания возникает невозможной. Кроме того миф для носителей мифологического сознания представал не мнением или рассказом, а самой реальностью, есть миф имел такую характеристику, которую в некоторых видах искусствоведения называют «исчезновением эффекта рамки» (или «экрана»): когда мы в восторге от картины или от кино , мы можем на какой-то момент забыть об экране, не видеть рамки, полностью погрузиться в тот смысл, какой они нам несут. Для человека мифологического сознания не существовало отдельно действительности, а отдельно — мифа как рассказы о действительности; миф был единственным и единственно возможной действительностью. Особой силой обладало в мифе слово, поскольку оно также рассматривалось как определенный вид реальности, даже, как ключ, отмычка к проникновению в особую реальность; произнести слово равнялось тому, чтобы завладеть сущностью вещи. Поэтому мифы сохранялись, передавались неизменными и неприкосновенными из поколения в поколение. Миф иногда называют «машиной для уничтожения времени», поскольку действительно время над ним словно не властно.
 Чем были обусловлены именно такие характерные черты мифологического сознания? Решающую роль здесь сыграло фактическое слияние архаической человека с природой: древний человек возникала почти органической частью природных процессов, между древней человеком и миром природы не существовало четких качественных пределов, поэтому этот человек, с одной стороны, рассматривала саму себя как часть природы, а, Кроме того, переносила на природу свои собственные силы и свойства, например, одухотворяла природу, видела в природных явлениях намерения, желания, стремления. Впоследствии сфера искусственно созданных вещей и явлений начала разрастаться и все больше отдалять человека от природы, эту сферу созданных человеком вещей, средств жизнедеятельности, орудий и инструментов, в отношении с природой возникают явлениями искусственными, называют сферой социально-культурных процессов. Данная сфера основанная на технологиях человеческой деятельности, а последние, вместе со своим развитием и усложнением, требуют и особого мышления, не мифологического, где все способно переходить во все, а такого мышления, которое фиксирует себя в своих последовательных действиях. Позже такое мышление назвали дискурсивным — мышлением, которое движется последовательно, упорядоченно, через четко фиксированные пункты собственного движения к определенным результатам. Дискурсивное мышление противоречит мифологическому, поэтому в результате исторического развития человеческой деятельности, вследствие разрастания сферы социально-культурных процессов, вместе с появлением и формированием дискурсивного мышления мифологическое сознание начинает разрушаться. Миф разлагается, и из него выделяется ряд направлений духовной деятельности, которые возникают характерными уже для цивилизационно развитых обществ. С мифа выделяются: 1) научные, есть реалистичные достоверные знания, 2) искусство; 3) религия как отдельный социальный институт, 4) фольклор, близкие к мифу его, так сказать, «обломки», 5) этические нормы и правила, 6 ) правовые представления и нормы, 7) философия. Все эти направления духовной деятельности сохраняют свою определенное родство с мифологией, т.е. все они стремятся к тому, чтобы представлять реальность, но они теряют исходные свойства мифа, становятся внутренне дифференцированным и частичными. Вследствие того массовая общественное сознание время от времени испытывает своеобразную ностальгию по мифологии, ее целостностью, ее родством с человеческими мечтами, желаниями, за мифологической одухотворенностью и обжитость мира. Например, своеобразный «мифологический ренессанс» Европа пережила в ХХ в., Когда вследствие огромного рационализации жизни, его технизации и технологизации возникла обратная реакция — подсознательное стремление вернуться в живой, целостный мир, пронизанный желаниями, душевными порывами, живыми страстями.
 Итак, можно сделать вывод о том, что исторически философия возникла путем выделения из первичного, синкретического мифологического мировоззрения; причиной ее выделения встал формирования дискурсивного — осознанного и последовательно развернутого — типа мышления.
Отсюда вытекают некоторые существенные различия между философией и мифологическим мировоззрением, которые дают возможность лучше понять особенности философии. Прежде всего философия предстает сознательным и осознанной интеллектуальной деятельностью, посему мы не можем называть мифологию философией архаической человека: ведь мифология формируется и функционирует стихийно, а философия — осознанно. Во-вторых, философия предстает авторской формой мышления и интеллектуального творчества именно потому, что она является осознанной мыслью, мифология же не имеет автора; в определенном смысле мы даже не можем сказать, что ее создал вот этот народ, поскольку история знает много примеров того, когда определенные мифологемы передавались от одного народа к другому или когда мифы разных этносов сливались, объединялись. В-третьих, появление философии знаменовало собой не только выделение человека из природы, но и выделение отдельного индивида с человеческой первичной общности, т.е. философия предстает индивидуальной форме мировоззренческого самоопределения человека. В-четвертых, миф рассказывает, а философия пытается объяснять свои утверждения. Наконец, мифологическое сознание синкретическая, а философское мышление дискурсивное, т.е. аналитико-синтетическое.

15.02.2012