Панорама социо-культурных и духовных процессов в Европе Нового времени и особенности развития философии

Вступая в Европу Нового времени мы можем воспринимать ее как хорошо знакомую и почти современную нам, и в самом деле в эту эпоху сформировались некоторые такие принципы и элементы европейского жизни, которые действуют и по-сегодня, а некоторые из них — почти без изменений. Речь идет прежде всего о формировании основ индустриального общества. По времени эта эпоха охватывает период с XVII века. по конец XIX в., после этого начинается период так называемой «новейшей истории», которая продолжается и по настоящее время. Однако философия этого периода завершается первой трети XIX в., Что является примером опережающего развития духовных процессов по сравнению с политическими и социально-экономическими. А это, в свою очередь, свидетельствует о творческом характере человеческого мышления. По социальному смыслу это был период формирования и утверждения в Европе буржуазных общественных отношений. Сейчас термин «буржуазный» не очень применяемый, однако в данном случае речь идет о фиксации того факта, что в самих принципах общественной жизни произошли существенные изменения: центр жизни — производственной, культурной, социально-политической деятельности сместился в города, где начали развиваться различные формы промышленной деятельности (слово «буржуа» значит с фр. «житель города»). В конечном итоге это привело к появлению машинного производства, которое революционизировало всю человеческую деятельность вообще. Параллельно с изменениями в деятельности происходили и изменения в общественных отношениях: разрываются прежние связи личной зависимости человека от человека, исчезает «большая семья», а вместо нее появляется свободное, автономный индивид (что является основой явления под названием «буржуазный индивидуализм «). Все это вызывает бешеное ускорение темпов жизни, рост масштабов социальной динамики. В настоящее время уже завершается эпоха географических открытий (Ф.Бэкон говорил: «По крайней мере в нашу эпоху земной шар каким-то чудесным образом стала открытой и доступной для изучения»), но порожденный ею тип активного самодеятельного личности не только не исчезает, а находит все новые сферы приложения своей активности. Поэтому это еще и эпоха буржуазных революций, которые брали на себя миссию коренного изменения всех сторон жизни, это также эпоха формирования национальных государств, значительная часть которых существует и по-сегодня, это эпоха наполеонов походов, способствовавших быстрому разрушению в Европе устаревших социальных отношений. И все это, наконец, повлекло за собой значительные сдвиги в духовной жизни вообще, и в мировоззренческих ориентирах человека, в частности. Развитие мореплавания производства, рост городов и социальной динамики привели к быстрому развитию научного знания: наука в эту эпоху становится ведущим фактором жизни и жизненных сдвигов. Появляется первая завершенная и экспериментально подтверждаемая научная теория — механика И.Ньютона. Влияние ее на все аспекты жизни был колоссальный, ведь впервые человек выработала такой интеллектуальный произведение, которое позволяло получать точные и неоспоримые практические результаты. Идеи и принципы механики настолько распространились, что в конце возник так называемый «механистический» мировоззрение. Произошли существенные сдвиги и в других сферах духовной жизни: появляется искусство в его современном понимании, то есть искусство светское, автономное в своем развитии; рождаются роман как литературный жанр, опера, современный театр, архитектура массовых застроек, промышленная архитектура; возникают национальные Академии наук , появляются первые газеты и журналы, в том числе — и научные, появляется городской транспорт. Все это приводит к тому, что один, отдельно взятый индивид выступает основным субъектом жизнедеятельности, т.е. он может сам, по своему усмотрению организовать собственную жизнь. Поэтому показательна для эпохи становится фигура Робинзона — известного персонажа литературного произведения Дефо, потому что этот человек на деле продемонстрировала, как это можно сделать. На что же опирается теперь индивид в своей способности самому выстраивать собственную жизнь? Прежде всего, на свою деятельную активность; лозунгом эпохи становится тезис «При любых обстоятельствах всегда лучше действовать, чем ничего не делать». Во-вторых, индивид опирается теперь на мышление «здравого смысла», которое включает в свое содержание два незыблемые моменты: опору на факты («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») и ясную, четкую и понятную логику; мы увидим далее , что философы данной эпохи сделали много для обоснования мышления «здравого смысла». Наконец, все это нашло свое проявление в новом мировоззрении: мир теперь рассматривается человеком как объект, на который направляется человеческая активность, а сам человек — как субъект, т.е. выходной автономный пункт такой активности, мир предстает в качестве сверхсложного механизма, типичным образцом которого был механические часы; человек должен познать механизм и овладеть им; лозунг «Знание есть сила» становится показательным в этом плане. Природа теперь делится на живую и неживую, но и та, и другая являются лишь основой для роста человеческого могущества. Наконец, в духовный мир человека XVII-XVIII вв. проникают идеи прогресса, энергичного стремления к будущему. Деятельность людей начинают рассматривать не как круговорот событий, где нет ни начала, ни конца, а как развитие от примитивных до совершенных форм существования общества. Эти вопросы исследовали итальянский философ Д.Вико (1668-1744), французский ученый Ж.Тюрго (1727-1781), немецкий философ И. Г. Гердер (1744-1803). Смена идей об общественном развитии в мыслях этих ученых шла от взгляда на историю как круговорот трех эпох — божественной, героической, человеческой (Д.Вико) — до толкования ее как бесконечного прогресса буржуазного общества (Ж.А.Кондорсе). Можно сюда добавить такие эпохальные открытия в науке, как изобретение компаса, пороха, книгопечатания, парового двигателя и др.. Свобода человека, его большая ценность по сравнению с природой и социальными институтами — это тот лозунг, с которым человек Нового времени уходит в будущее. Орудием достижения свободы является знание.
Происходят ощутимые изменения и в развитии философии. Во-первых, философия начинает развиваться в диалоге с различными науками, которые активно формируются и развиваются в эту эпоху. В связи с этим центральное место в философских исканиях выходит разработка правильного метода постижения истины. Во-вторых, философия Нового времени претерпевает существенные внутренних дифференциаций (делений): возникают национальные и региональные философии, которые теперь пишутся не единственным церковным языком, а на национальных языках; формируются некоторые новые философские дисциплины, такие как гносеология, антропология, история философии, методология и др.. В-третьих, разветвления философского знания логически требует нового уровня его систематизации — образуются так называемые «философские системы», достаточно типичны для данной эпохи.
Так, очерк тех изменений, которые претерпело жизни в Европе в эпоху Нового времени показывает, что это действительно была эпоха новаций, качественных изменений и сдвигов во всех сферах жизни; интересно отметить и то, что новой чувствовала себя и определяла сама эта эпоха, т.е. это она сама назвала себя Новым временем.

20.02.2012