Понятие и типология мировоззрения

mirovozzrenieБыло бы большим преувеличением считать, что с рассматриваемого нами вопроса вытекает необходимость для каждого человека обязательно становиться философом для того, чтобы определиться в жизни. Потребность в человеческом самоопределении действительно необходимым, однако обычно эта потребность удовлетворяется различными привычными и понятными путями: человек может определяться в жизни на основе воспитания, традиций, чувств и эмоций. В большинстве случаев люди именно здесь ищут и находят необходимое им для ориентирования в жизни. В целом же поиски основ человеческого жизненного самоутверждения формируют то, что по установившейся терминологии называется мировоззрением. В общем плане появление мировоззрения можно объяснить так: человек, осознавая действительность, рано или поздно начинает осознавать и свою уникальность, свое отличие от всего остального в мире. В результате у него формируются определенные представления как об основных принципах и особенностях мира, так и свои собственные черты и особенности. Итак, мировоззрение предстает формой общего человеческого самоопределения в мире. Мировоззрение — это совокупность обобщенных представлений человека о себе, мир, свои отношения с миром, о своем месте в мире и свое предназначение. Ясно, что мировоззрение — не просто знания, а некоторое интегральное духовное образование, поскольку: а) он должен предоставлять человеку не просто знания о законах тех или иных сфер реальности, а знания вместе с оценкой, отношением б) предмет мировоззрения — отношение «человек — мир «возникает почти необозримым, бесконечным и поэтому в определенной степени неопределенным. Отсюда и вытекает то, что мировоззрение бы синтезирует целый ряд интеллектуальных образований, таких как знания, желание, интуицию, веру, надежду, жизненные мотивы, цели и др.. Поэтому составляющими мировоззрения возникают: взгляды, убеждения, принципы, идеалы, ценности, верования, жизненные нормы и стереотипы. Если мы хотим узнать мировоззренческие представления того или иного народа, или отдельного человека, мы должны попытаться выявить, познать и понять именно это.
Мировоззрение в целом предстает общечеловеческим явлением, т.е. он является характерным каждому человеку в ее нормальном состоянии; ясно, что мы не можем вести разговор о мировоззрении новорожденных, а также душевнобольных людей или людей с серьезными психическими отклонениями от нормы. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет и его чрезвычайно большое разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют себе и мир, и себя самих. Если бы мы поставили себе задачей перечислить основные виды мировоззрения, нам, наверное, потребовалось бы много времени, поэтому и возникает потребность в типологизации мировоззрения. Типология мировоззрения — это не простое перечисление возможных видов, а, прежде всего, выделение типичных признаков, по которым и на основе которых позднее осуществляется классификация основных видов мировоззрения. То есть, типология предстает в сравнении с простым перечнем более вместительным и логически оправданным способом ознакомления с мировоззрением с целью его дальнейшего детального изучения.
По строению различают мировоззрение целостный, фрагментарный, внутренне согласованный, противоречивый; по степени адекватности восприятия действительности — реалистический, фантастический, искривленный и адекватный действительности; по отношению к признанию существования высших сущностей — религиозный, скептический, агностических и атеистический. Очень распространенной является также типизация мировоззрения по признаку социальных состояний и верст общества, по культурно-историческим регионам и др.. Каждый человек, изучающий философию и интересуется мировоззренческими вопросами может добавить к приведенной типологии мировоззрения свои дополнительные признаки и вывести на их основе другие виды мировоззрения. Полезным занятием было бы попытаться охарактеризовать свое мировоззрение хотя бы потому, что это даст возможность понять, что это сделать не просто и не легко.
По своим функциям мировоззрение предстает такой формой духовного освоения мира, которая призвана интегрировать человека в мир, придать ей первых жизненных ориентиров, подать действительность в ее человеческих измерениях и проявлениях. Довольно часто формирование мировоззрения происходит стихийно: человек рождается, входит в жизнь и усваивает через родителей, окружения, социальные связи в мировоззренческие представления и мировоззренческие убеждения. Более того, человек иногда даже не знает о существовании мировоззрения, однако в некоторых ситуациях жизни избежать встречи с ними просто невозможно. В целом подобные ситуации называют экстремальными, т.е. крайними, требующими от человека кардинальных неотложных решений, это может быть ситуация, когда человека ставят на грань жизни и смерти, когда она вынуждена брать на себя ответственность за жизнь других людей и проч. Но мировоззренческие вопросы могут возникать перед человеком и в более простых и обыденных ситуациях, например, когда речь идет о воспитании детей, иногда, когда речь заходит об оценке действий какого-то человека, звучат слова «Человек не должен так делать», т.е. при этом руководствуются общими представлениями о том, каким должен быть человек, достойно ее, а что не достойно.

15.02.2012