Понятие познания и его виды

Проблемы познания исследует раздел философии (или философская наука) под названием «гносеология» (давньогрец. «гносис» — познание, «логос» — учение, наука). Иногда этот раздел философии именуют «эпистемология» (давньогрец. «эпистема» — знание, наука, «логос» — учение), но в основном эпистемологию рассматривают либо как теорию знания, или как исследования только знания. Необходимо заметить, что гносеология была более характерной для времен классической философии, поскольку рассматривала познания с позиции отстраненного наблюдения, а эпистемология — это больше явление неклассической философии. Для нашей философской традиции эпистемологические студии не были характерны, однако сегодня именно эпистемология выходит на первый план в исследовании проблем знания и познания. Поэтому в данном разделе учитываются как традиционные для нашей философии гносеологические подходы, так и новые веяния, связанные с эпистемологией.
Первым вопросом гносеологии является определение природы познания: что есть познание, что толкает человека к познанию, обречена человек познавать? В общем понимании познания предстает как процесс взаимодействия сознания и действительности. Но результатом такого взаимодействия могут быть впечатления, чувства, определенные эмоции. И хотя они также могут быть элементами познания, все же до последнего мы относим такое взаимодействие сознания и действительности, вследствие которой в сознании выстраиваются образы, интеллектуальные модели и конструкции, которые позволяют человеку улучшать свои отношения с действительностью, делать свои действия оптимальным или эффективными, увеличивать свои возможности и степень свободы.
При осмыслении следующих понимание познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его жизненными проблемами, возможностями, желаниями и страстями. Этот момент входит в понятие объекта и субъекта как исходные понятия гносеологии. Субъект познания — это человек, который возникает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, приобретает знания, выстраивает теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям. Объект познания — фрагмент (часть) всякой реальности (природной, социальной, субъективной, умственной, душевной и др.)., Который не совпадает в этот момент с интеллектом, познающего, и на который направлена ??познавательная активность. Такое понимание субъекта и объекта свидетельствует
— Во-первых, что объектом познания может быть любой, что познание может приобретать характер самопознания;
— Во-вторых, что субъект и объект соотносительные: объект приобретает характеристики именно объекта только в отношении определенного субъекта, тогда как последний проявляет себя только через воздействие на определенный объект.
Мало того, современная гносеология (и особенно — эпистемология) рассматривает их как вообще неотделимы. Итак, объектом может становиться лишь то, что проявляется как отдельная особая реальность в поле активной деятельности субъекта, при том объект предстает как производное от субъекта и даже как его элемент. С другой стороны, можно рассматривать самого субъекта как элемент объекта: природа — единственный объект, а человек как часть природы является элементом объекта. Названы якобы противоположные выявления субъекта и объекта мы должны попытаться понять как единый процесс, где вместе с ростом границ и горизонтов человеческой активности возрастает, становится сложнее и предметно насыщенной объектный объем ее жизнедеятельности. В этом смысле познания предстает как процесс исчерпания с помощью предметных определений содержания объектов познания и деятельности. Современные гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет минимум три основные смысловые акценты:
1. Процесс получения знаний, создание образов, моделей, теорий реальности (это информативный аспект познания).
2. Стремление овладеть реальностью, проникнуть в ее скрытые основы (это активистский или волевой аспект познания).
3. Желание достичь важного, заветного для человека состояния совершенства (это смысловой аспект познания).
Чаще познанию отождествляется именно с процессом выработки знания, но нетрудно увидеть в человеческой любознательности, в познавательном вдохновленные, в стремлении что-то узнать и понять желание проникнуть в сокровенные глубины вещей, овладеть их, влиять на них. Этот момент в познании делает его живым, энергично напряженным, эмоциональным, слитым с волей и желанием. Но если мы поставим «окончательное» вопрос: какой может быть конечная цель познания? — То, наконец, через познание мы надеемся найти для себя (и для человечества) что-то важное, заветное. С помощью познания мы хотим получить решение основных проблем нашей жизни, поскольку связываем познания с духовной сущностью человека и с возможностью для нее именно в духовном поиске достичь для себя важного.
Такое многогранное понимание познания помогает нам осветить и вопрос о возможности человеческого познания. Как обычно, в этом вопросе намечаются такие гносеологические позиции:
— Гносеологического оптимизма (человеческое познание не знает границ и способно производить надежные, основательные, достоверные знания, способное помочь человеку решать основные вопросы своей жизни);
— Агностицизма (принципиальное отрицание возможности человека иметь оправданы достоверные знания)
— Скептицизму (высказывания сомнения как в положительных возможностях познания, так и в полном несостоятельности).
Если понимать познание исключительно в духе продуцирования знаний и информации, то не избежать скепсиса, ведь действительность предстает перед нами бесконечной как по объему, так и по глубине. Но при этом мы не можем не признать, что знания и познания действительно увеличивают возможности человека в его взаимодействии с миром, значительно обогащают сферы и направления человеческой жизнедеятельности, увеличивают степени человеческой свободы. Так же человек наших дней знает о себе самой, о проявлениях и возможности человека намного больше, чем в прошлые эпохи. Итак, можно констатировать: познание нельзя рассматривать односторонне; в реальном выявлении познания — это органичный элемент человеческой жизнедеятельности, развивающейся от незнания к знанию, от неполного и неясного знания — к более и более надежного, от ведения туманного, тусклого — до просветленного. В целом познания предстает в качестве составляющей человеческого способа утверждения в мире, в качестве важнейшего средства расширения сферы человеческой свободы и ее реализации. Из такого понимания познания следует, что познание является фундаментальной человеческой потребностью и именно потребности и интересы человека становятся основным фактором познавательного процесса. При рассмотрении познания надо отдать должное его волевому фактору, ведь познание не входит в сферу поздравительных (непосредственно жизненных) потребностей человека, т.е. оно не возникает крайне необходимым с точки зрения сохранения жизни. Возникает вопрос: в какой мере познания необходимо человеку? Как реагировать на слова библейского пророка Экклезиаста о том, что большое знание увеличивает хлопоты? Когда человек включается в социально-культурные связи и отношения, приобщается к чисто человеческих способов жизнедеятельности, ее познавательные способности реализуются почти автоматически, и иногда возникает впечатление, что знание вырастают в человеке так же естественно, как, например, ногти или волосы. И такое впечатление нельзя считать лишенным смысла: действительно, родившаяся и включена в социальную жизнь ребенок приобретает элементы и навыки познания даже тогда, когда ее так никто специально не учит. Но такого рода навыки, т.е. навыки стихийного продуцирования знаний и представлений, имеют тенденцию срастаться с непосредственными условиями жизни и не выходить за определенные, достаточно узкие пределы. Знание существенного, знания, необходимые для расширения горизонтов осуществления человеческой свободы, стихийно не возникают. Поэтому на определенном уровне социальной жизнедеятельности, на определенном уровне личного развития человек должен осознать роль и функции познания и начать делать сознательные усилия для их приобретения. Если же этого не произойдет, то, скорее всего, сбудется консервация элементарного опытного знания, которое будет функционировать в определенном общественной среде почти так, как функционируют условные рефлексы. Отсюда вытекает необходимость выделения в общественном и индивидуальном развитии познания двух основных стадий: а) стихийной, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной, и б) активно — действующего, которая является осознанной, сознательно организованной и направленной на специальное продуцирования знаний.
Обозначенная многоаспектность познания находит свое проявление в различных видах познания, среди которых прежде всего фигурируют следующие:
— жизненно опытное познание возникает непосредственным, прямо вписанным в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности, оно является очень разнообразным по проявлениям, но нерасчлененное ни по содержанию, ни по формам существования: здесь эмоции переплетены со знанием, желанием и т.п.;
— художественное познание определяет реальность не отстраненно, а через переживания. Оно больше передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По содержанию оно условное, т.е. предоставляет пространство проявления воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому художественное познание иногда опережает ход событий, определяет их более многогранно, многоцветно и жизненно;
— научное познание культивируется специально через осознание роли знания, оно является специализированным и специально организованным, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной степени достоверности знания;
— Религиозно-мистическое познание часто определяет источники своих сведений как божественное откровение, особое просветление, и хотя эти источники остаются для нас во многом таинственными и недоступными ни для контроля, ни для сознательного использования, нет смысла отрицать особую значимость для человека того, изложенных в священных текстах и ??религиозных установках, сама история человечества убедительно это доказывает;
— Екстрасенсивне познания, интерес к которому особенно возрос в конце ХХ ст., Также остается для нас во многом неясным, и мы можем констатировать, что так называемые экстрасенсы, контактеры имеют возможность получать информацию из каких-то необычных источников. Этот вид познания используют в обществе, но природа его для науки пока неясна.
Итак, можно сделать вывод, что познание в своей действительности предстает как многогранный и сложный процесс, в котором находят свое проявление как духовные способности человека, так и ее важнейшие жизненные интересы.

21.02.2012