Понятие «Возрождение» и характерные черты духовной жизни этой эпохи

Кризис средневекового мировоззрения, а также ход социокультурных процессов позднего Средневековья привели к качественным сдвигам в европейской культуре. Эти сдвиги были связаны с ростом значения и авторитета города, увеличением их удельного веса и значения как в экономике, так и в духовной жизни общества. В XIV-XV вв. города стали центрами торговли, производственной деятельности, образования, науки, духовных поисков. Они — среда формирования нового взгляда на мир, на человека, его возможности. Ярким свидетельством этого было мореплавание, где рос интерес и производился вкус к дальним морских экспедиций, в условиях которых человек все больше проявляла свою автономность и исследовательские возможности. Усиливалась критика ортодоксальной религиозной догматики, особенно в аспекте ее расхождения с реальной практикой общества, жизнью и деятельностью представителей клира. Все эти процессы в особо концентрированном виде проявились в Италии XIV-XV вв., Где и возникло явление Возрождения.
Доныне в науке идет дискуссия относительно того, куда отнести эпоху Возрождения: считать ее завершающим этапом Средневековья или первым аккордом эпохи Нового времени? Дело в том, что Возрождения несет в себе черты, роднящие его как со Средневековьем, так и Новым временем. С одной стороны, Возрождения не исключает исходных положений христианского мировоззрения, а лишь меняет в нем акценты (правда, иногда довольно радикально), а с другой — здесь развиваются некоторые явления общественной жизни, которые в полной мере развернулись в следующую историческую эпоху. Поэтому большое количество исследователей истории и культуры считает эпоху Возрождения переходной эпохой. Внешним признаком и поводом к названию эпохи послужило массовое увлечение в то время античной культурой и литературой, которые в определенный момент возникли для культурного общественности как непревзойденные образцы человеческого самовыражения. Но при всем том деятели эпохи понимали, что вернуться в прошлое невозможно. Что же тогда возрождали в указанную эпоху? Во многом, конечно, античную культуру, но еще больше — взгляд на мир, не ограниченный санкциями власти или церкви, а ориентирован на выявление всей полноты жизненных проявлений человека. Именно такой взгляд деятели Возрождения находили и ценили в античности.
Какие новые акценты появились в мировоззрении Возрождения? Философы и мыслители Возрождения начали подчеркивать реальную ценность природы и земной жизни человека. Они исходили из того, что мир и природа представляют собой единое, к тому же — разумное творение Бога, и поэтому было бы глупо отворачиваться от них. Наоборот, познание мира позволяет человеку приобщиться к высшей мудрости, заложенной в творения. Высшее творение Бога — человек. Человеком завершается процесс творения, поэтому она способна постичь его и творить, наследуя Творца, состязаться с Богом в творческом гении. Отсюда следует титанизм Возрождения — возвышение человека до уровня Бога в некоторых ее возможностях и действиях.
Подъем человека до уровня титанического соревнования с Богом имело своим оборотной стороной приближения Бога к человеку. Поскольку без божественной энергии существование просто невозможно, то присутствие Бога была повсеместная и постоянная. Замысел Бога пронизывал всю мироздании и давал человеку возможность воспринимать и оценивать величие божественной мудрости как в созерцании великого мира, так и в созерцании малого. Сам человек также должна представить своими действиями силу и мудрость, изначально заложенные в нее. Поэтому при любых обстоятельствах человек должен был доказать свое человеческое достоинство.
Подобное понимание человека в его отношении к миру и к себе самой вызвало и то, что именно от человека теперь начался отсчет любых измерений сущего. Возникает перспективное восприятие действительности, а на картинах появляется глубина. Это свидетельствует о том, что реальность перестали понимать плоскостной, т.е. лишенной собственного содержания, наоборот, ее теперь рассматривали как самоконцентровану. Вместе перспектива подлежала точному математическому расчету. Отсюда следует очень своеобразное сочетание принципиально разных моментов в мировосприятии Возрождения: природа пропитана Богом. Но она является для человека как объект; хотя последний имеет свою сокровенную глубину, его можно «загнать» в формулы и расчеты. Так эстетическую целостность реальности под взглядом человека Возрождения дополнен инженерным расчетом и точным вычислением.
Поднимая человека, воспевая ее, мыслители Возрождения были потрясены реалиями истории, ведь в действительности титаническая деятельность человека несла с собой не только позитивные последствия, но и иногда просто ужасны. Италию раздирали бесконечные войны, процветало политическое интриганство. Деятели Возрождения на практике могли убедиться в том, что рост масштабов самовыражения человека, подъем ее до уровня Бога влекло за собой увеличение не только масштабы положительного, а отрицательного в ней самой. Поэтому именно в эту пору развернулась деятельность инквизиции, и была создана широко легенда о докторе Фаусте, что ради достижения особых знаний и способностей также проявил титанизм, но сатанинский — продал душу дьяволу. На некоторое время фаустовский дух — дух желание знать что-нибудь и любой ценой, знать безгранично, — становится символом европейского духа. В XX в. О.Шпенглер появлением фаустовской духа отметил качественную грань между европейским культуротворення и цивилизационным желанием пользы и комфорта. Итак, Возрождение не было сбалансированной эпохой, скорее наоборот: это была противоречивая, бурная и контрастная эпоха, духовное семя которого было неоднородно и висиялося не только локально, а попало далеко за свои временные и пространственные границы.
Есть явление Возрождения общечеловеческим, или наоборот — оно представляет собой чисто локальное образование с неповторимыми проявлениями и характеристиками? Среди знатоков истории существуют сторонники как первой, так и второй оценки. Поэтому более взвешенной и реалистичной является умеренная позиция. В ярком виде Возрождение проявилось в Италии, а в менее ярком — во Франции, Нидерландах, Германии. Относительно других стран и культур, то есть основание говорить о ренессансные тенденции в их развитии, то есть об их закономерное возвращение после духовного ригоризма, строгости и аскетизма к полнокровно, более жизнерадостного, объективного видения мира и человеческого самоутверждения.

20.02.2012