Предмет, проблемы и история философии науки и техники
Философия науки и техники (на Западе превалирует направление «философия техники») — направление философии, характерный для XX в. Его появление вызвано прежде чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в этом столетии, а также всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества. И все же интерес к науке и технике возник задолго до XX в. Так, некоторые соображения о способах человеческой деятельности мы находим уже у Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения происходят события, свидетельствующие о первых проявлениях взаимодействия между наукой и техникой. Имеются сведения о том, что во время строительства Миланского собора его проект впервые был подвергнут научной экспертизе (1386 г.). Деятельностью, максимально приближенной к инженерной, занимались Леонардо да Винчи (1452-1519), Миккола Тарталья (1499-1577), Петр Апиан (1501-1552), Герхард Меркатор (1512-1594). Правда, деятельностью, близкой к инженерной, занимались еще египетские строители, но древнеегипетская традиция прервалась и не дала последствий, подобных развития европейской традиции.
Накануне Нового времени (XVI-XVII вв.) Типичным было разделение всех знаний, искусств и умений на два раздела: аrtes mechanical (механические искусства) и artes liberalis (свободные искусства). В свободных искусств входили известные науки «тривиуму» и «квадривиума», которые выделил в V в. Марциал Капелла, а механическим относили 7 таких направлений: полеводство, охота, ткацкую дело, оружейничество, медицину и театральное искусство (поскольку последнее было связано со строительством подмостков, изготовлением и использованием декораций).
Первым изданием, специально посвященным технике, можно считать книгу И. Бекмана «Руководство по технологии, или Познание ремесел, фабрик и мануфактур», изданную в 1777 г. в Геттингене (Германия). Веком позже вышла книга Е. Канна «Основы философии техники» (Брауншвейг, 1877), откуда, собственно, и пошло название особого направления философии. В 1897 г. француз А. Эспина издал книгу «Истоки технологии», но наиболее признанными авторитетами в деле основания философии техники является Эрнст Капп и неотомист Фридрих Дессауэр («Философия техники; Проблема реализации», 1927 г., Бонн). Существенный вклад в разработку философии науки и техники сделали французы Э. Дюркгейм, А. Бергсон, Ж. Еллюль, немецкие философы Э. Кассирер, М. Хайдеггер, Ф. Рапп, Г. Рополь, американские философы и социологи Белл, Р. Айрис, А. Тоффлер, X. Сколимовский, и др.., А также такие философские течения, как неокантианство, позитивизм и науковедение.
Чем конкретно обусловлено появление особого направление в философских исследований под названием «Философия» или «Философия науки и техники»? Назовем ведущие факторы его появления:
• 1. Наука и техника сегодня — очень важные по влиянию и последствиям области человеческой деятельности.
• 2. Развитие науки и техники сказывается на всех сторонах жизни общества, ведя к радикальным изменениям в их содержании.
• 3. В XX в. высокого уровня развития науки и техники раскрылись принципиально новые аспекты их связи с различными сферами человеческой жизнедеятельности: под влиянием истории, с природой человека, а вместе открылись и новые стороны человеческого бытия.
В связи с последним есть основания утверждать, что философия науки и техники заставляет нас несколько по-иному рассматривать отдельные традиционные проблемы философии, в частности: что такое человек, что такое природа, которые возможны между ними системы взаимосвязи, какова природа человеческого интеллекта? И одновременно — целый комплекс социальных проблем.
Но непосредственным предметом исследования для этого являются сущность науки и техники, их взаимовлияние и взаимосвязь, их место среди других явлений человеческой жизнедеятельности.