Проблема определения предмета философии

opredelenie-filosofii Термин «философия» имеет древнегреческое происхождение, поскольку именно в Древней Греции философия впервые отделилась от других сфер интеллектуальной деятельности и получила автономного характера развития. Этот термин состоит из двух слов: «фило» — склонность, любовь, желание, преданность и «софия» — мудрость, слово, которое буквально означает — говорить, говорить, целостно, кстати. Еще в XIX в. существовал славянский термин «любомудрие», который можно считать дословным переводом слова «философия«. Рассматривая исторические корни философии, мы уже дали ее первые и самые простые определения, однако на сегодня не существует какого-то единого и общепринятого понимания и определения предмета философии. Этот факт имеет свои оправданные основания: если в философии идет о поисках первых человеческих жизненных ориентиров, если философия пытается одновременно разрабатывать оправданы средства для их изобретения, то ее предмет приобретает почти безграничных выражений. В простейшем варианте философия могла бы выполнить свою общественно-историческое предназначение, когда она смогла бы сопоставить между собой мир, с одной стороны, и человека, с другой стороны, обозначить их основные возможные выявление и на этой основе сказать человеку, что она есть и что ей предстоит делать в этой жизни и в этом мире. Однако как мир, так и человек предстают незавершенными и почти безграничными в своих характеристиках, действиях и проявлениях. Поэтому и философия предстает во многом незавершенной, или, как говорят в науке, «открытой системой знания». Дело философии скорее заключается в том, чтобы четко зафиксировать, которым уже проявили себя человек и его действительность как исторически, так и в их интеллектуального осмысления. Выполняя это дело, философия одновременно выстраивает «стартовая площадка» для движения в будущее, давая к тому же человеку несколько вроде «топографии» человеческого универсума, т.е. помогает человеку сориентироваться в собственной реальности и получить определенные интеллектуальные инструменты для дальнейшей жизни и деятельности.
 Данная «широта» предмета и задач философии позволяет понять следующие особенности предмета философии: 1) предмет философии исторически переменным, поскольку исторически переменными возникают самовыражения и самосознания человека, 2) вся история философии фактически входит в определение ее предмета, поскольку лишь при таком условии мы и способны определить «топографию» человечества, 3) философия предстает своеобразной формой сохранения и обеспечения исторической непрерывности человеческой сознательной самоидентификации, она призвана держать все время в поле внимания и в актуальном состоянии все основные обнаружения человека как человека. Указанный момент исторического бытия философии оказывается весьма важным ввиду того, что философия всегда вписана в определенное социальную жизнь, функционирует в нем и определенным образом пытается на него влиять (используя имеющийся арсенал своих средств). Это значит, что философия имеет свое активно действующее, практическую сторону, но не в том смысле, что она становится какой-то производственной деятельностью, а в том, что она пытается воплощаться в реальные процессы жизни.

15.02.2012