Проблема «Восток-Запад» в современной философии и культурологии

Проблема "Восток-Запад"Проблема «Восток-Запад», по мнению многих исследователей культуры, является одной из сквозных для человечества. Уже древнегреческие историки зафиксировали ее в своих произведениях, привлекая внимание к существенным различиям между Востоком и Западом в способах жизни, характере политического правления и, главное, в образе свитоосмислення. На протяжении тысячелетий человеческой истории Восток и Запад достаточно конфликтно противостояли друг другу, и напряжение этого противостояния во многом определяло развитие культуры и политических процессов общества. Одновременно их взаимодействие и взаимовлияние никогда надолго не прерывались. В конце концов суть проблемы «Восток-Запад» заключается в том, что человечество, будучи единственным анатомически и физиологически, возникает поразительное отличным и непохожим на своих восточных и западных социокультурных проявлениях. И эта непохожесть заставляет, с одной стороны, расширять и обогащать наши представления о человеке и его возможностях, а с другой — пытаться понять ее причины, искать пути человеческого взаимоприемлемого общения. Для философии проблема «Восток-Запад» предстает прежде всего как проблема поиска глубинных основ и механизмов деятельности человеческого интеллекта, ведь с точки зрения физики мы, все люди, живем в едином космосе, однако, оказывается, что восприниматься разбираться и осмысливаться он может неоднозначно. Что влияет на возникновение и проявления такой неоднозначности? Значит ли это, что сама реальность мира является многомерной? Или это свидетельство лишь того, что человеческое мышление имеет определенную свободу собственных действий и что оно не подчинено прямо и однозначно воздействиям внешнего мира? Наконец, как можно воспользоваться различиями между западной и восточной философией для того, чтобы сделать человеческую мысль более гибкой, активной и результативной? — Все эти вопросы и предстают перед философией, когда она обращается к сравнению западного и восточного типов философствования.
Основные различия между восточными и западными типами цивилизаций можно показать в таком их сравнении:
Западные цивилизации:
— Относительная автономность различных сфер общественной жизни (политики, экономики и др..).
— Преданность новациям, ценить нового, ориентация на будущее (прогрессизм).
— Активизм, стремление изменять действительность
— Доминирование индивидуального над общим.
— Рациональное, аналитическое, логически последовательное мышление.
Восточные цивилизации:
— Наличие единого духовного канона жизни, которому подчинены все основные сферы жизни.
— Преданность традициям, ценить старого, освященного веками, ориентация на прошлое (традиционализм).
— Самоуглубление, стремление отдаться естественному ходу вещей.
— Доминирование целого (общего) над индивидуальным.
— Образный, притчевой, афористический стиль мышления.
Приведенное сравнение показывает существование достаточно контрастных различий в самом фундаменте того образа жизни, который сформировался и развился в виде различных типов цивилизации. Указанные различия приводят в конечном итоге к несколько иной, а иногда — принципиально иной человеческого поведения. Все указанные характеристики можно отнести и к особенностям западной и восточной философий. Так, восточная философия ориентируется на выходные канонические источники, регламентирующие функционирование всех сфер общественной жизни (Коран, Веды, Китайское Пятикнижие), ценит больше всего то, что освященное веками, пытается подчинить индивидуальное целом или даже растворить индивидуальное в мировом целом. При этом стиль восточной философии ближе к художественно-образного, чем к научному, а сама философия максимально приближена к нравственного назидания и даже техники человеческого совершенствования в определенном образе жизни. Западная философия, напротив, тяготеет к рационально-логических и аналитических исследований, теоретических систематизаций, имеет абстрактно-понятийный характер и исходит из определенной автономности основных сфер как индивидуального, так и общественной жизни. В связи с этим западная философия имеет преимущественно индивидуальное направление и возникает именно индивидуально-личностным средством жизненного самоутверждения.
Исторически философия развивалась в контексте именно этого противостояния цивилизаций: известно, например, что некоторые философы Древней Греции имели контакты с восточными мудрецами: не исключено, что и они оказывали на них определенное влияние. Известно также и то, что в интеллектуальном обороте античного мира функционировали некоторые образы и мифологемы Древнего Востока. Поэтому сопоставление исходных идей восточной и западной философии помогает нам глубже понять истоки философского мышления и его фундаментальные особенности. Из рассмотренных различий становится понятно, почему западная философия способствовала возникновению современной науки, а восточная философия сформировала привлекательный образ «гуру» — духовного учителя, наставника жизни: почему западная философия ценила оптимистичный активизм, а восточная была больше пропитана отстраненным жизненным созерцанием, полным очарованием грандиозностью мироздания как в пространстве, так и во времени. При осмыслении данного вопроса следует учитывать дискуссионный характер данной проблемы; существует достаточно большое количество культурологов и философов, которые считают, что указанные различия преувеличены, что на Западе иногда люди отличаются между собой больше, чем по сравнению с представителями Востока. Однако данная проблема не выдумана, ее проявления мы видим и сегодня на примере определенных политических событий. Но следует учитывать, что указать в наше время страны с «чисто» восточным или западным цивилизационным типом практически невозможно, но есть смысл выделять в их жизни господствующие черты или тенденции. Кроме того, противостояние «Восток-Запад» не исчерпывает всей пестрой картины жизни современного человечества, но оно является самым влиятельным и контрастным. Во многом с этим противостоянием связана и история Украины: чем дальше мы идем в прошлое, тем теснее оказываются ее связях с восточной культурой (контакты с хазарами, половцами, крымскими татарами, Турцией и др.)., Но уже в эпоху Нового времени и т.д. Украина все больше приближалась к западноевропейской культуры. Итак, понимание проблемы «Восток-Запад» дает нам возможность внимательнее присмотреться к определенным аспектам украинской культуры и философии.

15.02.2012