Проблематичность человеческого бытия. Жизнь, бытие и существование как характеристики человека.

В первом разделе мы уже рассматривали некоторые важные аспекты человеческого бытия, в частности, такие, как человеческое неспециализованисть, вследствие которой бытие человека человеком нельзя свести к жизни его организма, связь человека с процессами культуротворення и общественной истории. Все эти аспекты определенным образом концентрируются в таком феномене, как проблематичность человеческого бытия. С одной стороны, эта проблематичность проявляет себя в том, что можно родиться человеком, иметь человеческий организм, но не быть человеком в полной мере ее необходимых проявлений; например, при этом можно не сознания, навыков человеческого поведения. Это значит, что человеческие качества не появляются в человеке естественным путем, например, так, как у нее растут волосы. С другой стороны, проблематичность человеческого бытия обусловлена ??еще и тем, что человек может меняться, причем иногда — весьма существенно: в определенном смысле человек всегда не равна себе самой, а это значит, что ее бытия является открытым и незавершенным. Поэтому достаточно сложно найти и определить какие-то однозначные нормы, которые можно было бы прикладывать к человеку с целью установления «меры человечности» определенной конкретного человека. В истории человечества можно найти колоссальное количество примеров, которые свидетельствуют, что определенные качества, которые некоторое время считаются необходимым и неотъемлемым человеческим характеристикой, вдруг переходят, исчезают, а то, что считалось ранее невозможным для человека вдруг превращается в норму и даже престижную качество. Но, несмотря, мы прекрасно понимаем, что сегодня не существует другого способа быть человеком, кроме того, чтобы сначала родиться человеком, иметь человеческий организм, лишенный каких-то фатальных патологий то ли изъянов. А потому иметь человеческий организм — это для бытия человека условие необходимое, но недостаточное. Это значит, что мы должны к ней добавить еще что-то, что будет на ней основываться, но ее превышать. Вот почему бытие человека предстает перед нами сложной системой иерархически выстроенных ступеней, каждая из которых предполагает существование предыдущих, однако такой, что дает им высшее значение. Что нужно добавить в биофизической организации человека такого, что перевело бы последнюю в человеческий способ бытия? Наверное — и мы все это прекрасно знаем — нужно включить человека в социально-культурные процессы, где состоится своеобразное урегулирования человеческих действий, в результате которого некоторые стихийные проявления человека будут ограничены, а некоторым будет предоставлено принципиальное иначе толка. Наконец, человек должен просто овладеть человеческими способами деятельности, начиная от простейших, наподобие того, чтобы передвигаться на ногах, есть и пить из посуды, и заканчивая сложными, такими, как творческое отношение к действительности, использования языка и сознательное соблюдение норм общественной жизни. Вне всем этим человек будет реальным существом, но еще не человеком. Но и этого, наверное, недостаточно, поскольку, наконец, человека можно ввести в социальную жизнь определенным дрессировкой, которое предусматривает постоянный контроль и руководство, но, может быть, они почему-то отпадут и почти автоматически отпадут и приобретенные навыки социального поведения. Такие явления в истории человечества не редки, поскольку почти в любом обществе в средствах социализации присутствуют элементы социальной дрессировки, а они сопровождаются при определенных условиях десоциализации определенного количества людей, почему-то «выпали» из социальных связей. Что нужно добавить к включению человека в социально-культурные процессы для того, чтобы человеческий способ бытия не был усвоен механически? — Конечно, сознание и осознание, т.е. умение самостоятельного осмысления и оценки ситуаций жизни, умение сочетать такие оценки с опытом человечества и собственным опытом, соотносить их с определенными социально-культурными нормами и принципами. А иначе мы будем иметь дело не с человеком, а с определенными социальными «зомби», био-роботами, запрограммированными на осуществление определенных социальных операций. Конечно, обществу и отдельным людям иногда выгоднее иметь дело именно с «зомби», с людьми, которые бездумно и покорно будут выполнять определенные предписания или установки, которые поступают от «хозяина», но общество, культура, творчество по таким режимом человеческой деятельности ни развиваться , ни нормально функционировать не смогли бы. Итак, сознание, как умение самостоятельного оценивания и принципиального регулирования собственных действий, является неотъемлемой составляющей того, что мы называем «быть человеком». Казалось бы, на этом определение этого феномена можно считать завершенным, однако это не совсем так. Ибо перед нами предстает, например, такой вопрос: а кто производит те нормы, принципы, ценности, человек потом должен сам уметь использовать? И здесь мы должны понять, что мало иметь способность осознавать, нужно, чтобы все наши осознание вписывались в некую целостность, которую мы обычно называем человеческим духовным универсумом, а это значит, что мы должны уметь его создавать, то есть уметь создавать принципы, идеалы, смыслы . По большому счету это значит, что мы должны овладеть тем, что называется «достойным мышлением» и интенсивно изучался и обсуждался в мировой философии на протяжении всей ее истории, а прямо — Сократом, Паскаль, М.Хайдеггером, Мамардашвили. Когда мы, определяя феномен человеческого бытия, приходим к последнему пункту — вывод человеческого мышления на уровень создания духовного универсума — то начинаем понимать, что именно этот последний пункт и возникает решающим для того, чтобы ввести человека в человеческий способ бытия, ибо вне его невозможны сознательные оценки, а значит, невозможна настоящая социализация и выведения человека за рамки биологического существования. Рассмотрев основные ступени вхождения в человеческое бытие, мы можем теперь понять, какой смысл имеет, например, обращенный к людям призыв: «Будьте же людьми!»; Чисто эмпирически этот призыв бессмысленный, поскольку с ним мы обращаемся именно к людям, а не к, например, деревьев. Они уже люди, однако, когда мы слышим такой призыв, мы понимаем, что тем, к кому он обращен, не хватает чего-то важного с той иерархии ступеней человеческого бытия, которые являются необходимыми и достаточными. Поэтому теперь и проблематичность человеческого бытия может возникнуть для нас несколько в ином плане: можно спокойно жить и действовать в обществе, не только не завершив восхождение к человеческого способа бытия, а лишь приобретя его низкие признаки, и то — чисто механически. А вот такие случаи угрожают обществу существенными неприятностями и даже — трагедиями, поскольку в таком случае на внешне правильные черты общественных действий человека решающее влияние оказывают не собственно человеческие качества, а стихия материально-биологических факторов, которые, как известно, сами собой подобных границ не образуют , скорее — их разрушают. Еще в XIX в. целый ряд европейских мыслителей и философов предостерегали человечество от призывов к так называемой «народной революции», которая скорее всего будет разгулом стихии, а ее последствия — разрушительными для цивилизации, что, собственно говоря, и показала социалистическая революция в Российской империи. Поэтому быть человеком или находиться в человеческом образе бытия — это значит бороться за них, отвоевывать у природных стихий территорию такого способа бытия. Правда, такое отвоевывание не должно перейти меру и предстать враждебным естественной, а это и делает названную борьбу сложной, полной внутреннего драматизма, но и — настоящей, такой, которая способна оправдать наши жизненные страдания.
Рассмотрев сложную, иерархически выстроенную систему элементов человеческого способа бытия, мы можем теперь прояснить, в каком смысле используются в отношении человека понятия жизни и существования, почему мы встречаемся с суждением о том, что нужно (или лучше) жить, чем существовать. Бытие человека, как мы выяснили, нельзя свести к жизни, особенно если последнее понимать исключительно в биологическом смысле, т.е. как определенный способ существования белковых тел, способных себя воспроизводить, находиться в состоянии обмена веществ со средой и сохранять свою идентичность за изменения внешних факторов. Конечно, это не значит, что мы теперь должны всячески унижать биологическую природу человеческого организма, вовсе нет, потому что, наконец, от рождения человек получает уникальный организм с такими возможностями, которых мы не находим нигде. Наши чисто органические возможности нам известны еще далеко не полностью, однако мы знаем, что человеческий организм — это своеобразное чудо, видимо сосредоточения космических сил и свойств. По суждениям Сковороды, человек в отношении космоса представляет собой нечто вроде семени, в котором в потенции находится большое растение. Однако в приложении к человеку слово жизни можно понимать и несколько иначе, не в чисто биологическом плане. Довольно часто под человеческой жизнью подразумевается вся совокупность событий, которые произошли и могли произойти в том промежутке времени, который сказывается на кладбище двумя датами с черточкой между ними: вот сколько выпало на долю человека, а тогда возникает вопрос, чем был наполнен данный временной интервал. При этом считается, что чем больше событий произошло за срок жизни с человеком, чем эти события были различными, важными, тем богаче можно считать жизнь. При этом как в народной мудрости, так и в аналитическом взгляде на человека довольно часто выделяются те события, которые должны были бы состояться обязательно для того, чтобы жизнь не встал пустым. Например, на Востоке считается, что человек прожил не зря, если посадил дерево, воспитал ребенка и построил дом. Ясно также возникает и стремление тех молодых людей, которые, входя в жизнь, хотят испытать себя в определенных делах, почувствовать и пережить то, за чем жизнь себя не оправдывает. Так, в приложении к человеку понятие жизни можно употреблять как минимум в двух смыслах: в узком — как способность быть реальным организмом со всеми его необходимыми функциями, так и в широком — как содержательное наполнение определенными поступками и действиями того времени, который нам подарен по биологическим свойствам нашего организма. Относительно понятия существования, то оно обозначает способность чего-то проявлять себя в характеристиках реального сущего, т.е. через связи с другими сущими, явлениями и процессами. В плане существования мы можем вести разговоры, например, о том, чем обусловлены формы нашего тела, чем нам для жизни нужен воздух и т.д.. Поэтому для человека существовать — это значит просто быть в наличии и в определенных связях с окружением, явлениями и процессами мира. Конечно, человека такой способ бытия не устраивает, и она хочет жить, то есть пройти через ряд важных для себя поступков и событий, или быть, т.е. получить и высшие человеческие качества.

21.02.2012