Ранняя философская мысль Индии. Философские школы о Вселенной, человеке и познании мира
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Востока.
Философия Древнего Востока — наиболее древняя. Она формировалась в Индии, Китае, Египте и Вавилонии. Однако в силу исторических причин в Древнем Египте и Древней Вавилонии не сложилось философских школ. Первые философские традиции и школы стали складываться в Древней Индии. История индийской философии развивалась одновременно с историей философской мысли Египта и Вавилонии.
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники инлийской философской культуры) во II — нач. I тыс. до н. э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой власти (брахманов).
Древнеиндийское общество делилось на варны (группы), которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Варн было четыре. Брахманы — жреческая варна, кшатрии — варна военной аристократии, вайшьи — варна земледельцев, ремесленников и торговцев, шудры — низшая варна. Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев. Они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. На их долю доставались самые неприятные виды труда. Часто эта варна создавалась из покоренных ариями в ходе военных действий племен.
Деление на варны освещалось религиозными текстами. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество. Они были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие мировоззрения.
Мировоззрение древнеиндийского общества было основано на Ведах, возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетием до н. э. Веды — древнейший литературно-философский памятник человечества. Они сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли.
Слово “веды” в переводе с санскрита означает “знание”. Но это знание особого рода. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т. д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, Вселенной, человеке, о нравственной жизни. Веды делятся на 4 группы, или части. Древнейшая из них — Самхиты (гимны). Самхиты состоят из 4 сборников. Самый ранний из них — Ригведа, сборник религиозных гимнов (ок. 1,5 тыс. до н. э.). Вторая часть Вед — Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения, буддизма. Третья часть Вед — Араньяки (правила поведения для отшельников). Четвертая часть — Упанишады, собственно философская часть, возникшая ок. I тыс. лет до н. э. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, и началось оформление первых философских учений (и. религиозно-идеалистических, и материалистических).
Веды (II-I тыс. до н.э.)
1) Ригведа — религиозные гимны, Яджурведы, Самаведа, Атхарведа
2) Брахманы — ритуальные тексты брахманизма, комментарии к Ведам
3) Араньяки — правила поведения отшельников «Лесные книги»
4) Упанишады — философские тексты («сидеть подле ног учителя»)