Соотношение философии, науки, религии и искусства
Указанные в предыдущей главе характерные черты философского мышления позволяют нам не только ориентироваться в том, что именно можно считать философией, но и отчетливо увидеть то, чем философия отличается от других ведущих форм человеческой интеллектуальной деятельности. Выдающийся немецкий философ XIX в. Гегель считал, что высшие способности человеческого интеллекта проявляются в понимании (которое воплощается в науку и философию), переживании (которое воплощается в искусстве) и ощущении нашей исходной родстве с первыми принципами бытия (которое воплощается в религии). Соответственно, первые черты философии и проявляются через ее сравнение с наукой, искусством и религией. Науку и философию роднит то, что они базируются на дискурсивном мышлении и стремятся объяснять действительность, однако каждая наука имеет относительно четко очерченный предмет своего изучения и исследования, предстает частью реальной действительности, а предмет философии, как уже отмечалось, возникает в значительной степени неопределенным, почти безграничным, и еще исторически переменным. Кроме этого, только философии свойственно предельно широкое обобщение, науки же, являясь ограниченными своими предметами, обобщают только в их пределах. Поэтому, хотя науки и стремятся приблизить человека к истине, придать ей надежные знания, они не исследуют того, что именно является истиной и знанием, так же как исследуют они вопрос о положении человека в мире и возможности ее самоопределения. Философия и искусство похожи между собой в том, что они представляют действительность через человеческое к ней отношение, а не отстраненно; кроме того, для философии и искусства нет неинтересных или запретных тем: они проникают всюду и везде находят предмет своего внимания. Важно отметить и то, что философия и искусство оказывают существенного веса человеческом самоощущению и интуиции, однако расходятся они в том, что философия возникает умственным постижением мира, а искусство подает его через чувства и переживания. Исходной формой мысли для философии есть понятие, а исходной формой художественного творчества возникает художественный образ. Искусство к тому же придает решающее значение воображении как творца, так и того человека, который воспринимает его произведения, а потому оно изображает действительность со значительной долей условности, хотя эта условность предстает своеобразным способом проникновения в глубины процессов действительности. Наконец, философию и религию роднит то, что они возникают разновидностями мировоззрения, то есть то, что они предоставляют человеку важнейшие жизненные ориентиры. Обе они также претендуют на роль жизненного наставничества, однако религия основывается на вере, то есть на безусловном восприятии определенных положений (догм) в качестве истинных, в то время как философия, основываясь на дискурсивной осознанном мышлении, пытается все рассматривать критически и доказывать то, что рассматривается , до уровня понимания. К тому же религия — это не только идеи и взгляды, но и социальный институт, определенные ритуалы и даже определенный образ жизни, философия же была и остается интеллектуальной форме свитоосмислення. Философия оставляет на решение самого человека вопрос о том, с чем она согласится, с чем — не согласится и, наконец, как именно будет потом решать свои жизненные вопросы. Итак, философия предстает безусловно своеобразной, особой формой человеческого свитоосмислення, формой, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Она способствует человеческому умственном развитии и жизнеустройства, являясь и оставаясь при этом чисто человеческим делом и в определенной степени указатель того, чего именно достигла человек в определенный момент своего исторического самоосуществления.