Соотношение понятий «человек-индивид-личность-личность-индивидуальность». Выходные ценности человеческого бытия.
Просмотр важнейших характеристик, сущностных сил и проявлений человека как бы суммируется соотношением понятий «человек — индивид — личность — личность — индивидуальность», характеризующие ее качественные проявления. Порядок следования этих понятий не случаен: с одной стороны, он отражает движение мысли от общего к частному (понятие «человека» в этом ряду является общее, понятие «индивидуальность» — наиболее конкретно), с другой стороны, этот порядок указывает на направленность, конечные ориентиры человеческого самосовершенствования. Понятие человека, как обычно, употребляют в трех основных значениях: 1) вид живых существ, занимает определенное место в иерархии (совокупности) живых организмов (Homo sapiens) 2) человеку — это особая — разумное существо, имеет принципиальные отличия от всех других живых существ, 3) Характеристика того, насколько человек является человеком; в данном случае понятие «человека» обозначает степень соответствия определенной конкретного человека нашим представлениям о сущности человека (в таких случаях мы говорим: «это настоящий человек», или просто: «это человек! «).
Понятием «индивид» обозначают единичного представителя рода и стоит в ряду таких понятий: род — вид — индивид. Индивид предстает перед нами в своеобразном диалектике единичного и общего: как представитель рода, индивид является носителем каких-то важных черт, присущих роду вообще, но эти черты представлены в индивиде неповторимым и уникальным образом, далеко не во всей родовой полноте и яркости. То есть в каждом конкретном индивиде представлены далеко не все возможные проявления родовых качеств человека. Поэтому мы не можем прямо и непосредственно переносить все характеристики рода на индивида, как и наоборот. Такое диалектику единичного и общего в индивиде часто обозначают выражениями: «типичный индивид», «очень своеобразный индивид» и т.д.
Понятие «лица» характеризует прежде некоторые реальные свойства человеческого индивида. Поэтому вне индивида лица нет. Но это не значит, что черты индивида и являются чертами лица; такие характеристики индивида, как рост, цвет волос, вес, особенности, например, формы носа, на лицо переносить бессмысленно. Как обычно, в понятие личности включают три важнейших момента. В первом значении личность — это субъект и объект социальных отношений, то есть тот, от кого производятся социальные действия и к кому они направлены, за этой характеристикой лицо предстает в определенных социальных ролях (например, руководящим, добросовестный работник, энергичный предприниматель и др.)., возникает представителем определенных социальных слоев (лицо рыцаря, крестьянина и пр.).. По этой характеристике в большинстве развитых стран существуют достаточно четко определяют на юридическом уровне, кого и когда можно считать полноценной личностью, например, признаком совершеннолетия, возможности выполнения всех основных социальных полномочий и др.. Во-вторых, лицо характеризуется через особый, неповторимый внутренний мир человека с его темпераментом, знаниями, убеждениями, идеалами, эрудицией, ценностями. В данном случае можно вести разговор о «серенькую» лицо, выдающейся личности, незаурядной личности, моральную, принципиальное лицо, лицо интеллектуально углубленную, примитивную и др.. Наконец, в-третьих, лицо предстает перед нами как человеческая «самость», ось, центр, сосредоточение всех действующих, психических и интеллектуальных качеств, наличие у лица такой «самости» (кое-чего такого, что делает человека самим собой) позволяет характеризовать ее как сложившуюся, или развитую, или совершенную, или духовное лицо.
Поскольку лицо выступает как определенное качество человеческого индивида, то на нее распространяется очерчена ранее диалектика единичного и общего, т.е. каждый человек предстает уникальным и неповторимым в своих характеристиках и проявлениях, но одновременно она выступает также представителем человеческой личности вообще, личности как таковой, человека как родового характеристики человека. Если человеческая личность осознает свои качества, свою уникальность, свои недостатки и преимущества, она становится человеческой личностью — самодеятельной социальной и интеллектуальной единицей. Когда это осознание достигает понимания того, что вследствие уникальности и неповторимости личности существует нечто такое, что может выполнить только она (ибо больше такого лица нет, не было и не будет) и стремится это выполнить что-либо, человеческая личность приобретает черты индивидуальности.
Понятие индивидуальности может вызвать (и вызывает) ассоциации с индивидуализмом, и для таких ассоциаций есть определенные основания. Действительно, индивидуальность не может сформироваться без самосознания, без выделения себя среди других людей, без определенной внутренней зосереждености. Но это не означает и не предполагает человеческой самоизоляции. Наоборот, осознавая свою незаменимость, индивидуальность осознает и свою полную идентичность с другими людьми: ведь понять свою уникальность можно лишь в сравнении с другими людьми и лишь при условии уверенности в том, что все остальные люди есть люди, но в чем-то — не такие. Мерой ответственности человеческой индивидуальности становится всечеловечность, осознание своих жизненных свершений как общечеловеческих или как свершений, которые что-то меняют в состоянии человечества в определенном смысловом значении: когда чего-то достигает какая-то отдельная индивидуальность, то это демонстрирует возможности человечества или человека, как родового существа.
Для человеческой индивидуальности (как и для любого человека) большое значение имеют ценностные ориентиры. Понятие ценностей обозначает не состояния или свойства вещей самих по себе (или в контексте реальных предметных соотношений), а их качественные проявления относительно человека. Ценность — это значимость чего-то для человека. Отсюда следует, что понятие ценностей в определенном смысле противостоит понятию знания; человек может знать, что конечно ничего не стоит в аспекте ее предметных соотношений, но для нее может быть чрезвычайно ценной как воспоминание, семейная реликвия и др.. (Вспомним, как Тарас Бульба погиб, не пожелав оставлять врагам своей трубки). Ценность предстает как целостный, интегральный мотив деятельности и характеристика человеческих поступков в том смысле, что поступок указывает на то, что для определенного человека появляется ее настоящими ценностями. С одной стороны, это потому, что человек зачастую не может рациональными аргументами доказать, почему определенные вещи (или отношения) является для нее ценностями. С другой стороны, реальные ситуации жизни (особенно так называемые «критические ситуации») довольно часто могут обнаружить, даже неожиданно для самого человека, его подлинные, глубинные ценностные ориентации, которые могут не совпадать с сознательными представлениями о них. Хотя ценности имеют индивидуализированный характер, в главных человеческих ценностей можно уверенно отнести:
• прежде высшую ценность — сама человеческая жизнь, признание жизни человека высшей ценностью выступает исходным принципом современного гуманизма (человек — всегда цель, но средство);
• с такого признания органично вытекает в смысле второй по важности ценности право человека на выбор жизненного предназначения. Это означает, что первое право распорядиться жизнью принадлежит самому человеку;
• если это так, то следующей ценностью для человека является свобода.
Проблема свободы давно волнует философов. Имеет ли человек свободу? Может ли она быть самовластным в своих поступках? Вряд ли убеждать кого-то в чрезвычайной важности этих вопросов. Под свободой целом понимают наличие у человека возможностей для максимального самовыражения. В этом смысле свобода противостоит границы, ограничению. На первый взгляд, свобода и есть отсутствием сопротивления, сопротивления действиям человека, отсутствием ограничений. Но в действительности это не так, во-первых, потому что отсутствие границ, ограничений была бы полной неопределенностью, есть нереальной для человека ситуацией, а во-вторых, бесконечность сделала бы неопределенными и невозможными любые оценки, в том числе — оценки и самой свободы как свободы, здесь свобода предстает в своих негативных проявлениях. Свобода является скорее преодоление границ, расширением границ, а не их отсутствием. То есть свобода не исключает необходимости. В философских идей Б. Спинозы относят определение свободы как познанной необходимости. Как видим, здесь учитывается связь свободы с границами. Но познать и даже признать определенную необходимость еще не значит обрести свободу, хотя познание необходимости действительна условием свободы. Итак, свободы нет вне необходимостью, но пребывание в пределах необходимости также не дает нам свободы. Свобода, кроме того, предусматривает возможность изменить необходимость, по-другому ее упорядочить или направить. Буквально вся культурная и производственная деятельность человека связана с использованием определенных природных необходимостей через их изменение. Действия человека, который не обращает внимания на необходимость становятся не свободой, а произволом, который, наконец, может иметь пагубные последствия для человека, общества, культуры. В этом смысле свобода противостоит слепой неблагоустроенном движению. Рассмотрены аспекты свободы дают возможность выделить основные позиции в подходах к ней: волюнтаризм — настаивание на неограниченных возможностях человеческих действий, на их зависимости исключительно от желания и воли; фатализм — отрицание всякой свободы, вера в то, что все в человеческой жизни вперед и однозначно определен; детерминизм — признание внутренней связи свободы с необходимостью; неологизмов — отрицание возможности существования реальных связей нашей свободы воли с обстоятельствами жизни, признание таких связей исключительно случайными.
В сегодняшних разговорах о свободе важно уметь проводить ее дифференциацию по определенным видам и проявлениям. Как обычно, различают следующие виды свободы. Внешняя свобода: возможность изменять обстоятельства жизни практически нереально. Внутренняя свобода: умение сохранять раскованность и смелость мысли при каких обстоятельствах жизни. Свобода действия: когда человек не заблокирована физически в осуществлении определенных операций. Свобода воли: признание того, что сам человек является исходным пунктом во внутреннем отношении к чему и способна сама производить такое отношение, выбирать его, управлять им. Негативный характер свободы (или отрицательная свобода): «свобода от чего-то» (от надзора, ограничений, скерувань, принуждения и др.).. Вероятный характер свободы: возможность выбора определенных вариантов; вероятную свободу порой склонны отождествлять со свободой как таковой или даже считать решающим признаком свободы. В этом смысле иногда говорят, что свобода там, где существует возможность выбора. Однако, далеко не каждый выбор, если он реально возможен, выводит нас на свободу: например, когда нам предлагают выбор между ситуациями, которые носят одинаково принудительный характер, или, когда предлагается выбрать способ нашей казни, то выбор есть, а свободы нет. Так, вероятно свобода содержит момент свободы — возможность совершить определенное действие — действие выбора, однако это не та свобода, которая может вести к расширению наших возможностей. Вероятная свобода не обязательно увеличивает (или порождает) свободу. Положительно творческий характер свободы: умение оценить ситуацию, понять ее внутренние необходимости найти «отмычки» к ее решению и изменить ее. Итак, можем сделать вывод: свобода — это прежде всего не то, что дано человеку (хотя совсем исключать этот момент из жизни нельзя, потому что человек изначально находится в положении «возможности свободы» вследствие своей биологической незапрограмованости), а то, что человек приобретает свою мнением, волей и действием.
К человеческим ценностям относят также моральные (добро, совесть мужество), эстетические (красота, гармония), социокультурные и др..