Современная наука об уровне и формы проявления бытия

Если мы соглашаемся с тем, что человеческое сознание является необходимым условием выявления бытия, то нам не избежать рассмотрения того, каким предстает бытия в человеческом познании и осознании. При этом мы обращаемся прежде всего к науке, ведь понимая определенную необходимость вненаучных знаний, наконец к науке мы обращаемся тогда, когда хотим с максимальной степенью достоверности утверждать о чем-то, что оно есть или его нет. Информация, которой располагает современная наука, почти безгранична, ее достаточно трудно свести к единой целостной системы. Поэтому между конкретными науками и философией существует промежуточная познавательная ланочка — научная картина мира (НКС). НКС является интегральным обобщением достижений многих наук на основании некоторых фундаментальных соотношений, величин или первых (выходных) предметных определений сущего (в рамках отдельных наук или в рамках науки вообще). Решающую роль в оформлении научной картины мира играют физика, астрономия, химия, биология, антропология, науковедение и философия. Обратимся к важнейшим аспектам представления бытия в современной научной картине мира.
Во-первых, бытие предстает преимущественно в динамическом, а не статическом виде. Классическую науку вдохновлял пафос открытия последних и окончательных законов мира, которые дали бы возможность изобразить его гармоничным, слаженным, упорядоченным. С точки зрения современной науки порядок и гармония скорее предстают не как норма, а как частный случай в состоянии мира. Так, по данным современной науки, мир и бытие процессуальными по основной их тенденцией.
Во-вторых, бытие предстает в системных определения, т.е. в определение связи «всего со всем». Эта связь не просто соединяет отдельные явления бытия, но и объединяет их таким образом, что изменения его отдельных элементов влияют как на другие элементы, так и на состояние бытия в целом,
В-третьих, в современной научной картины мира входит уровнево-иерархизированную строение проявлений бытия: микро-, макро-и мегапроцессов. Микропроцессов — это процессы субатомарного уровня, макро-процессы — это уровень тел, мега-процессы — это уровень звездных и галактических процессов. На всех уровнях действуют свои особые законы, тенденции, качественные характеристики. Современная физика пытается создать теорию так называемой «великого объединения», которая позволила связать все эти уровни единственными закономерностями, но пока такой теории не существует. В практической деятельности следует учитывать, что силы, действующие в микро-и мегамире, намного превосходят силы макропроцессов. Поэтому, например, очень опасными возникают ядерные испытания и эксперименты, атомная энергетика и т.д.
В-четвертых, многоуровневость проявлений бытия демонстрирует себя еще эволюционно, граничащей с оценочными подходами. Так, при наличии во Вселенной неограниченного количества звезд планетные системы в нем достаточно редкое явление (сегодня астрономия знает только шесть планетных систем). Среди известных нам планет органические процессы развиты только на Земле. Так, только здесь мы реально сталкиваемся с разнообразием растительного и животного жизнь, с реально зафиксированным проявлениями сознания. Это дает нам возможность оценивать процессы Вселенной по шкале «выше-ниже», «лучше-хуже» (хотя эти оценки относительные, а убедительной теории эволюции сегодня просто не существует). Современная наука утверждать, что низшие формы мировых процессов, с одной стороны, появляются почвой для высших, а с другой-входят в высшие как их составные элементы. Вместе эволюцию можно объяснить, исходя из местных условий развития процессов мировой взаимодействия и жизни. Тот факт, что за информационными мощностями мозг человека почти безграничен, указывает на то, что эволюция детерминирована не только конкретными условиями, но и потенциями мирового целого. Так, эволюционный процесс движется в направлении все тотальным проявления глубинных характеристик бытия. В этом аспекте развитые формы сущего более демонстративные, более развернутые по выявлению форм бытия, чем ниже.
В-пятых, современная наука коренным образом изменила прежние представления о взаимосвязи субъекта и объекта. Если раньше эти понятия довольно радикально разводили, то теперь человек как субъект возникает органической частью мира как объекта. С другой стороны, язык об объекте можно вести только в отношении человека, потому что вещи или явления можно характеризовать как объекты только через связь с субъектом. Поэтому современная научная картина мира рассматривает формы проявлений бытия лишь в аспекте органического единства и неделимости объекта и субъекта. Это возвращает нас к положениям неклассической философии о бытии в пределах интенции сознания и экзистенциальной встречи.
Наконец, в связи со всем указанным бытия в современной научной картине мира приобретает характеристики противоречивого единства процессов энтропии (хаоса, неупорядоченности) и самоорганизации. С одной стороны, любая система имеет тенденцию к разрушению, увеличение собственной неустроенности, с другой — через неупорядоченность и изменчивость происходит движение в направлении гибких и сложных форм самоорганизации. Оба названные процессы невольно наводят нас на мысль о существовании единого информационного поля Вселенной: современная физика не признает возможности существования так называемой «дальнего действия», т.е. не признает того, что в реальных процессах мира все может быть связано со всем, скорость любой которых взаимодействий ограничена, а потому связано между собой только то, между чем может произойти передача действия. Но единство всех процессов и явлений Вселенной, известных современной науке, заставляет предположить и исходящую их единство. А это возможно лишь по предположению того, что любые действия отражаются не только на окружающих условиях, но и изменяют состояние мирового целого. Итак, бытие действительно сложноорганизованной, иерархически построенной и энергично самоконцентрованою системой. Противоречивость этой системы проявляется в том, что она является единственной и множественной, непрерывной и сплошной, конечным и бесконечным, такой, что в явлении принимает форму пространственно-временных соотношений.
Конечно, завершают все строения научной картины мира философские разведки и обобщения. Среди них очень важное значение имеет фиксация двух известных нам и принципиально отличных статусов бытийных процессов: материальное (или материально-чувственное) и духовное бытие. Материальное бытие характеризуется множественностью, делимость, пространственность, наличием массы, сопротивления материала и силовых взаимодействий. Духовное бытие позапросторове, самоконцентроване, рефлексивное, т.е. прозрачно для самого себя, идеальное, целостное, динамическое. Именно потому, что философия рассматривает бытие не только в его материальных проявлениях, нельзя довольствоваться теми признаками (или критериями) подлинного бытия, которые выработала наука: с позиции науки в деле существующего можно относить только то, что является наблюдаемым (прямо или косвенно), а , значит то, что имеет пространственно-временные характеристики. Если же мы будем рассматривать такие явления, как идеализированные эталонные образования нашего интеллекта, то с позиции науки их нельзя признать реально существующим, поскольку они не подлежат изменениям в пространстве и времени, а к тому же не имеют и субстратных выражений, т.е. не предусматривают материала , из которого они образованы. Поэтому в ХХ ст. увидела свет целый ряд произведений и концепций, в которых вполне серьезно обосновывалось, что ни сознания в его собственном качестве, ни ее специфических образований просто не существует. Для современной философии, как уже отмечалось, бытие предстает первой, фундаментальной характеристикой отношения мышления к чему, иными словами, не существует бытия, если человеческое сознание не производит некоторых моделей, образов, эталонов, в приведении в контакт с которыми то, что попадает в поле нашего восприятия или мышления может получить статус «Это». То есть для философии критерием подлинного существования как раз и будет наличие в нашем опыте тех составляющих (или элементов), которые позволят уверенно утверждать «Это». И поэтому нам должно быть понятно, почему для древнего грека богиня охоты Артемида действительно была, но не было и не могло быть, например, генетического кода или бактерий. Становится ясным и то, почему отдельные люди настаивают на том, что не существует и не может существовать настоящей любви, доброты, открытости и др..
Но при всех различий в статусах материального и духовного (идеального) бытия все же предстает как единое и взаимосвязанное. В гегелевской концепции бытия очерчен как единство пространства и времени, множественности и единства, идеальности и реальности. Природа здесь очерчена как инобытие духа, как его постоянная демонстрация через разнообразие и изменение форм. Реальное единство материального и духовного мы наблюдаем в человеческом бытии и человеческой жизнедеятельности. Философия издавна осознает природу человека как единство материального и духовного. Так, по крайней мере в человеческой деятельности мы видим принципиальную родство материи и духа, идей и дела, теории и практики. Система человеческой жизнедеятельности состоит из взаимодействия указанных видов бытия, по взаимодействию, в которой каждому из этих видов относятся свое место, свои особые черты, где выполняются определенные особые функции. Среди сфер человеческой жизнедеятельности, в которых ярко проявляется единство материального и духовного, важное значение имеют познания, культуротворення, развитие общественной жизни и цивилизации, которые мы рассмотрим в последующих главах.
Делая выводы по рассматриваемому вопросу, обратимся к наиболее распространенной классификации философских позиций на основе понимания исходных характеристик бытия (что в определенной степени перекликаются с основными мировоззренчески-философскими позициями, рассмотренными нами в первом разделе):
• монизм — понимание бытия как единого в своей основе;
• дуализм — признание двух корней бытия — материального и духовного-равноправными и взаимодействующими;
• плюрализм — понимание бытия как абстракции от реально существующей множества вещей, качеств, процессов и явлений;
• субстанциализм — признание того, что за поверхностью явлений лежит глубинная внутренняя сущность;
• реизм — позиция, согласно которой нет никаких сущностей вне вещами;
• организм (или организмизм) — позиция, согласно которой строение мира подобная организма, т.е. внутренне связана так, что отдельные элементы не имеют в ней самостоятельного значения;
• механицизм — позиция, согласно которой элементы мироздания связаны чисто внешне, то есть механически;
• динамизм (диалектизм) — когда мир предстает подвижным;
• статичность — мир в своей основе неизменен.

21.02.2012