Структура и функции философского знания
После всего рассматриваемого нами материала относительно специфических особенностей, характерных черт и предмета философии не так уж трудно будет понять, почему именно такой и в таких составляющих появляется структура философского знания. Поскольку философия призвана прежде всего дать человеку самые ориентиры для ее жизненного самоопределения, то структура философского знания определяется выделением тех сфер реальности, опираясь на которые человек (и философия) может такого рода ориентиры выделить, обозначить и исследовать. А такими сферами возникают: а) природа, мир, космос Б) общество и общественная история, В) сам человек с его особенностями, способностями, свойствами; Г) сфера духовных или интеллектуальных процессов, или просто — сфера сознания. Согласно этих сфер формируются и основные философские дисциплины или основные разделы философии. Рассмотрим их подробнее.
А. На основе осмысления природы, мира, возникают и формируются онтология, натурфилософия, космология (или космогония). Онтология является философской наукой о бытии как таковом, а не только об отдельных видах или проявления бытия. Здесь первыми встают вопросы о том, почему вообще возможно существование, каким образом можно понимать бытие, как человек связан с бытием. Натурфилософия или философия природы («натура» — с лат. Природа) предстает разновидностью онтологии, поскольку концентрирует внимание преимущественно на том, что такое природное бытие и природа в целом, как выстраивается иерархия проявлений природы, существуют ли какие-то всеобщие закономерности и качества природы . Однако невольно она касается и вопросов человеческого бытия, и бытие общества, поскольку последние находятся в органических связях с природой и за последней просто невозможны. Космология может существовать как вид астрономии, а может возникать и как философские размышления о сущности и природе космоса, а когда ударение здесь падает на возникновение, происхождение (порождение) космоса, то тогда мы имеем дело с космогонией.
Б. На основе изучения и осмысления общества и общественной истории возникают социология, социальная философия, философия истории, культурология, этнофилософия (или философия этноса). Социология как отдельное направление исследования возникла в XIX в., Хотя попытки осмыслить историю присутствующие в философии с древних времен. В своем реальном развитии социология больше тяготела к тому, чтобы быть наукой о фактах социальной жизни, поэтому она превратилась в эмпирическую социологию и социологию отдельных сторон общества, например, социология семьи. Философские же осмысления общественной жизни, связей общества и природы, общества и человеческой индивидуальности постепенно приобрели определение как социальная философия, хотя и по-сегодня они могут называться просто социологией. Философия истории также ставит предельные вопросы в адрес истории человечества: почему человечество находится в состоянии исторического разбирательствам, куда направляется история, кто является ее субъектом, существуют законы человеческой истории? Культурология исходит из тезиса о том, что специфических качеств и признаков как человеку, так и общественной жизни придает культуротворення, поэтому изучение культуры предстает отмычкой к их пониманию. Эсхатология выступает разновидностью философии истории, но построенная на переколнанни в том, что человеческая история движется к своему концу, наконец — к гибели, отсюда возникают вопросы об основах истории, ее смысл, задача человека и др.. Наконец, етнофилософия — это новое направление современной философии, призванный определить значение и роль этносов в истории человечества и выявить исторический смысл того, что история развивается именно в варианте этнической многообразия, здесь также стоит задача определения того, какую свою исходную экзистенциальную качество привносит каждый этнос в историю человечества в целом.
В. Философское осмысление человека приводит к формированию таких философских дисциплин, как философская антропология (в отличие от просто антропологии — науки, отделившейся от археологии и направлена на изучение особенностей строения и проявлений человека как реального, материального объекта), иногда — антропософия ; в наше время к дисциплинам этого направления иногда причисляют структурную антропологию, социальную антропологию и социобиологию. Философская антропология ставит себе задачей изучать человека во всех ее возможных проявлениях и характеристиках. Здесь, в частности, ставится вопрос об определении сущности человека и о отличие последней от природы человека, о ее способ бытия и проч. Антропософия претендует на то, чтобы не просто изучать человека, а чтобы понять смысл ее появления в мире, ее функцию и причины именно таких ее выражений. По мнению антропософов, только такое осмысление человека откроет нам путь к пониманию и всего остального в мире. Структурная антропология считает, что существует определенный, вполне конкретный и устойчивый набор интеллектуальных и реальных возможностей человека, следует выделить из истории, культуры, способов человеческой жизни; определенный набор открывает возможности для оправданного и надежного изучения и понимания человека. К дисциплин антропологического направления сегодня иногда добавляют социобиологию — науку о том, как меняется человек под влиянием социальных факторов и на протяжении истории. Эту науку далеко не все согласны признавать как философскую, однако отрицать факт влияния социальных факторов на человека, на его исходные свойства было бы неоправданным, а потому и нельзя сегодня не учитывать рассуждений и результатов исследований социобиологии в философском изучении человека.
Г. Наконец, на основе изучения и осмысления сознания, духовной жизни человека возникает целый комплекс философских наук о духовных явлениях и процессах. Комплекс этих дисциплин является крупнейшим в сравнении с предыдущими философскими дисциплинами, и это обусловлено тем, что философия возникает самоусвидомленою, рефлексивной мыслью, мыслью, что сама удерживает себя в состоянии актуальной действия и в состоянии непрерывного продолжительности; сюда входят логика, гносеология (или эпистемология) , этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии. Логика — одна из древних философских дисциплин — исследует формы, законы и нормы правильного мышления, она занимает одно из ведущих мест в философии, ведь предположение логических ошибок может разрушить все доказательства и аргументации определенной философской концепции. Гносеология — это, в дословном переводе, теория познания, она изучает вопрос о природе, факторы и результаты человеческой познавательной деятельности, условия продуцирования и признаки достоверных знаний об условиях и возможности их практического использования. Сегодня широко используется термин «эпистемология» (теория знания) в большинстве стран так называют учение о научное познание, однако этот срок может обозначать и определенный исторический уровень осознания природы познания (об этом подробнее речь пойдет в соответствующем разделе). Этика также принадлежит к числу древнейших философских дисциплин: это учение о нормах и принципах человеческих взаимоотношений. Эстетика исследует природу человеческого восхищение красотой действительности, ищет корни и причины человеческого влечения к прекрасному, гармонии, соразмерности форм сущего. Философия религии, как показывает название, занимается вопросами природы и сущности религии, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.. Философия права пытается выяснить корни правовых норм, человеческую потребность в правообразования. Наконец, история философии собирает исторические достижения философии, вписывая их в настоящее. К этому комплекту философских дисциплин иногда добавляют также «ноология» как учение о природе и сущности человеческой разумности; вкратце ноология возникает философским учением о сознании.