Структура и функции сознания

Сознание как внутренний мир человека имеет сложную структуру, которую традиционно исследовали философия и психология. В XX в. структуру сознания изучали такие философские школы, как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, когнитивная психология и др.. Учитывая результаты последних достижений, следует заметить, что сложность фиксации структурных единиц сознания заключается в необходимости разграничить ее функциональные и результативные свойства, которые в настоящем процессе сознательной жизни человека находятся в неразрывном единстве. Например, память — это и способность актуализировать прошлое (функция сознания), и одновременно наличие в сознании определенных образов, понятий и переживаний (структурные единицы или формы сознания). Следовательно, можно утверждать, что структура сознания является не чем иным, как единством ее свойств и производных от них (или результативных) форм проявления. Учитывая это, структуру сознания можно прояснить в таких ее составляющих: по уровням сознание функционирует в единстве самосознания, сознательного и бессознательного (и подсознательного), по составляющим собственное сознание состоит из мышления, эмоций и чувств и воли. Такая структура сознания свидетельствует, что сознание не тождественно психике. Понятие «психика» шире по сравнению с понятием сознания. Психика человека вбирает в себя как сознательное, так и бессознательное и подсознательное. То есть значительная часть человеческих реакций, действий и т.п. происходит на инстинктивном, или автоматическом уровне, становится предметом осознания, не освещена лучами ума. Сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии. Психические процессы становятся предметом сознательного становления человека, которые она контролирует и направляет. В свою очередь, значительное количество осознанных действий человека в результате многократного повторения приобретает значение автоматизма, привычки, не требует вмешательства сознания. Такие действия обеспечивает бессознательное или подсознательное функционирования психики.
Высшим уровнем сознания является самосознание. Самосознание — это способность человека делать объектом рассмотрения свое собственное сознание. На уровне самосознания человек (на основе идеальных эталонов) осуществляет самооценку и самоконтроль, проводит анализ своих знаний, мыслей, идеалов, мотивов, поступков и др.. Самосознание является обязательным элементом сознания, без нее человек не смог бы понять себя, определить свое место в мире и совершенствоваться. Иными словами, самосознание — это деятельность души человека, его направленность на свою внутреннюю сущность, диалог «Я» с самим собой. В основе самосознания лежит рефлексия — специфический способ, который можно назвать «двойным видением», то есть понимание самого понимания, мышления самого мышления, восприятия своих внутренних состояний, знаний, представлений, ценностей и, соответственно, условие конструктивной деятельности сознания.
Исходя из этой схемы и прибегая к значительному упрощению, весь целостный мир человеческого духа можно представить в виде трех крупных сфер: мышление, эмоций и чувств, воли. Ядро сознания составляет мышление — оперирование предметным содержанием, сознание имеет в виду знания. Предметное содержание сознания означает, что мы всегда видим в вещах значительно больше, чем то, что дают нам ощущения. Например, скульптор видит в дереве будущую скульптуру, резчик — будущее изделие, хотя чувственно им предоставлено только дерево. Все составляющие сознания предметное насыщенные. В связи с этим, когда мы смотрим на картину, то испытываем эмоции не по поводу красок или цветных пятен, а по поводу тех сюжетов из жизни, которые можем усмотреть в изображенном. Формой представления предметного содержания надежности в сознании человека есть знания, поскольку именно в знании действительность предстает перед человеком как совокупность бытийных единиц. Вследствие сказанного становится понятно, что взаимодействие сознания с действительностью можно выразить так: сознание — знание — действительность. Без знания сознания не существует, поскольку именно в знании оказывается идеальный статус ее бытия. В определенном смысле сознание и знание есть то же, однако понятие сознания несколько шире, поскольку оно включает в себя не только рефлексию на действительность (знания, «ведение»), но и рефлексию на результаты первой рефлексии, т.е. определенные действия со знанием, определенное их использования. Специфика мышления заключается в оперировании предметным содержанием сознания, т.е. мышления — это знания в действии; ведущей формой мышления предстают общие понятия. Простейшие понятия (например «дом») фиксируют необходимые и существенные свойства определенного класса вещей.
Сфера эмоций человека — это процесс переживания жизненной значимости явлений и ситуаций, внутреннее состояние, выявляет отношение человека к внешним событиям. Так, положительные эмоции (радость, удовольствие), как результат полезных или приятных воздействий, направленные на их достижение или сохранение, а негативные (ненависть, ужас) — стимулируют активные и ^ ь на бегство от соответствующих воздействий или ослабление их действия. Высшим уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей человека с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, значительной независимостью от существующей ситуации. Эмоциональная сфера оказывает значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основы деятельности.
Еще одной важной частью духовного мира человека есть свобода. Она проявляется в способности человека мобилизовать и сконцентрировать все духовные и физические силы на выполнении цели, которая не имеет непосредственного биологического значения (ибо в последнем случае могут срабатывать инстинкты). Признаком свободы выступает умение подавить в себе непосредственные жизненные импульсы, хотя волевые акты могут стимулироваться не только умом, знанием, а эмоциями, ценностными установками. В любом случае человеческая воля связана с человеческой предметностью, содержание которой доступен только сознания.
Действующие возможности сознания проявляются в ее функциях, единство которых в конце концов и обеспечивает человеку особый способ бытия. В сокращенном, однако сфокусированному варианте выделяют три основные функции сознания: познавательную, самосознания и творческую. И действительно, в них находят свое проявление все основные возможности сознания. Подробнее они раскрываются так: познавательная, информативная, ориентировочная, контрольно-регулятивная, оценочная, целеполагание, прогнозирование, организационно-волевой, социально-адаптивная. Их содержание, фактически, уже освещен в предыдущем рассмотрении и проблем сознания и проблемы человеческого бытия, да и их название достает достаточно информативной. В высших функций сознания относят функции сенсоутворення, выработки идеалов и убеждений, самовоспитания, их содержание мы также уже рассматривали.

21.02.2012