Связь науки и техники с развитием общества

Из рассмотренных ранее положений можно сделать выводы, во-первых, о том, что наука, техника, технология достаточно сложными явлениями общественной жизни и что они связаны с глубинными основами человеческого существования, во-вторых, о том, что между ними существует необходимую связь. История свидетельствует, что техническое развитие может достигать весьма значительного уровня в отношении малоразвитых странах, как это было, например, в Древнем Египте и Китае XIV вв. Но последствия такого развития никогда не достигали тех результатов, которые мы имеем в современной Европе. Это свидетельствует о том, что, несмотря на возможность относительно автономного развития технических умений, только тогда развитие техники приобретает характер динамичного и устойчивого в своих основах процесса, когда он переплетается и сочетается с развитием науки и социальной структуры. То же самое можно сказать и в адрес науки. Сейчас можно констатировать, что изучение прогрессивного развития общества свидетельствует о внутреннем единстве развития науки, техники и технологии. Европейская наука берет начало с поисков и открытий Древней Греции, а именно — из исследования содержания понятий, формирующих знания, а значит, по доведению, обоснование, аргументации, т.е. с технологической стороны интеллектуальной деятельности человека. Так называемая «теорема Пифагора» была известна своими результативными величинами задолго до Пифагора, но характер именно теоремы, т.е. логического доказательства, она получила в Пифагора. Так же понимание воды как первоосновы всего сущего существовало в восточной мифологии, но только Фалес Милетский начал это доказывать, рационально толковать объяснять. Становление науки в древнем мире еще мало связывалось с развитием техники. Здесь наука, получив толчок для развития из сферы социальной жизни и технической деятельности, накапливала преимущественно технические составляющие интеллектуальных поисков. И хотя отдельные направления знания пересекались с практическими потребностями (например, деятельность Архимеда), это скорее было исключением, чем правилом. Ту же тенденцию мы наблюдаем и в Средние века. Но самый факт втягивания большой группы этносов в единый культурно-исторический процесс способствовал постепенному расширению направлений познания и сфер применения знаний. Впечатляющие сфере технической деятельности зрелого Средневековья было строительство храмов. Именно здесь, по свидетельству историков науки, мы находим первый известный нам и уже упоминавшийся факт научной экспертизы проекта строительства Миланского собора (1386 г.). Собственно, стабильная картина развития науки, техники и технологии в их взаимосвязи начинается в Европе с эпохи Нового времени (XVII в.). Исследователи выделяют следующие этапы или фазы в развитии науки и техники:
• Первая фаза (прибл.1660 — прибл.1750) — наука и техника здесь институализуються (возникают Академии наук и собственно инженерная деятельность (см. Философия техники в ФРГ. — М., 1989. — С.112). Но свя Связь между наукой и техникой можно проследить по следующим направлениям: а) возникает техника для научных экспериментов, которая начинает довольно активно развиваться на основе уже имеющихся технических достижений б) утверждается механическая картина мира.
• Вторая фаза — начало промышленной революции (конец XVIII в. — Все XIX в.). Здесь бурное развитие техники требовать применения науки. В то же время возникает экономическая потребность в проведении научно-инструментальных наработок в производство. То есть возникает встречное движение науки, техники и технологии друг друга.
• Третья фаза — XX вв. — Тут связь науки и техники становится систематическим и специально планируемым, и в этой связи наука постепенно выходит на ведущее место.
Иногда выделяют широкие и, наоборот, детальные периоды научно-технического развития. Например, античную и средневековую науку рассматривают как первый этап, на котором познание еще достаточно не отделилось от ремесленничества. Научную революцию Нового времени выделяют как второй период — период отделения науки от практических потребностей. А конец XIX и XX су. считают периодами новой синкретической взаимодействия науки и техники.
Уже рассмотрены подходы к анализу развития науки и техники свидетельствуют, что они, несомненно, связаны с развитием общества, с его прогрессом, но прямого и простого цепи. В целом преобладает тенденция к интенсивному развитию интеллектуальных методик научного поиска, которую наконец резюмирует опережающий ход развития науки по сравнению с техникой и производством.
Но вряд ли мы найдем на протяжении всей истории европейской цивилизации неоспоримые и однозначные подтверждения определяющего влияния науки и техники на развитие общества. Такую тенденцию можно наблюдать только во второй половине XX в., Но и здесь говорить о ней можно лишь с определенной оговоркой (об этом подробнее говорится в последующих подразделениях). Важными для развития общества межиндивидуальные связи, создание условий для свободы личности, характер связей между политическими институтами и обществом. В истории европейской цивилизации можно условно выделить следующие этапы, в которых по-разному возникает связь науки и техники с развитием общества. На первом этапе в архаических обществах сдвиги в технике, технологии и знаниях сказывались на качественных изменениях эпох. На втором этапе в цивилизованных доиндустриальных обществах происходил постепенный процесс накопления потенциала методик интеллектуального поиска и технических новаций. На третьем этапе интегральный развитие науки и техники все больше начинает определять перманентные (непрерывные) шаги в развитии всех ведущих сфер общественной жизни.
Подведем итог. Итак, наука, техника, технология — это чрезвычайно сложные и влиятельные направления человеческой жизнедеятельности, связанные со способом человеческого самоутверждения в мире. Наука и техника вступают в сложные и неоднозначные связи с ведущими сферами общественной жизни, но в целом влияние научно-технического развития на общество растет.

22.02.2012