Ведущие направления ренессансного философствования: гуманистический антропологизм, неоплатонизм натурфилософия

В развитии мировоззренческих и философских идей европейского Возрождения прослеживается тенденция перехода от идей раннего гуманизма (XIV в.) К идеям натурфилософии (конец XVI — начало XVII вв.). Если же рассматривать эту тенденцию подробнее, то можно выделить в своем развитии три периода:
• гуманистический (антропоцентрический) период: середина XIV — середина XV в.;
• платонический (онтологический и пантеистический) период: середина XV — первая треть XVI в.;
• натурфилософский период: вторая половина XVI — нач. XVII в.
В формирование гуманистического антропоцентризма сделал свой вклад выдающийся поэт и мыслитель Италии Данте Алигьери (1265-1321). Рассуждения Данте направлены на обоснование ценности и значимости жизни человека. Хотя поэт и признает двойственную природу человека — телесную и духовную — он стремится доказать, что корень человеческого бытия заключается в свободе воли, а последнюю можно реализовать только через реальное действие. Согласно двойственной природы перед человеком встает и два вида жизненного блаженства: блаженство в этой жизни и блаженство в вечном бытии. Есть и два пути, ведущие к названным блаженств: путь философских достижений, на котором человек опирается на свои умственные возможности, и духовный путь, на котором человека наставляет Святой Дух. Для человека ценным является то, что она получила сама. В конце концов, человеческие усилия могут привести к гармонии ее свойств и к приближению человека к Богу, поскольку Бог и есть олицетворением совершенства и абсолютной гармонии.

Начатое Данте линию на возвеличивание человека продолжал другой поэтический гений Италии — Франческо Петрарка (1304-1374), сын флорентийского нотариуса. Петрарка решительно выступает против схоластической, в значительной мере на то время формализованной образованности. Он гордо называет себя невеждой в делах титулованных докторов и выставляет на первый план так называемую «Studia humanitatis», т.е. комплекс учений и размышлений о человеке. И хотя для духа первым предметом рассуждений является Бог, главное для человека — прославить себя земными делами. Отсюда и протест против соблюдения какой-то одной линии жизни, или традиции, а также увлечение античностью, которая, по мнению Петрарки, предоставляла человеку возможность быть искренним в разных своих проявлениях.
Эту линию подъема достоинства человека в его земных природных измерениях продолжали и развивали ученик Петрарки Калюччо Салютати (1331-1406), Поджо Браччолини (1370-1459), Лоренцо Валла (1406-1457). В частности, Поджо Браччолини отмечал, что присуще природе нельзя осуждать. В земной жизни человек руководствуется полезностью и желанием достичь наслаждения, это является естественным, а потому необходимо и прекрасным. Лоренцо Валла доказывал, высокое и возвышенное знание должно быть одновременно и полезным, и реальное бытие принадлежит только отдельным реальным вещам, которые можно воспринимать и какими модная оперировать. Джаноццо Манетти (1396-1459) в своем сочинении «О достоинстве и превосходстве человека» прославляет его как высшее творение Бога. Именно поэтому человеческое тело наделено гармонией и красотой, но еще выше стоит слаженность и гармония разума, ибо только благодаря разуму человек не только продолжает, но и завершает процесс божественного творения. Назначение человека — познавать и действовать.
Итак, гуманизм Возрождения имел ярко выраженный антропоцентрический характер. Гуманистическая антропология была направлена ??на обоснование особого, центрального места человека в иерархии сущностей, на подъем достоинства человека, на приравнивание ее в чем-то к Богу. С другой стороны, гуманисты оправдывали земную природу человека, заботились о гармонии человеческих качеств и характеристик.
Названы мотивы звучали также и в произведениях представителей ренессансного платонизма. Только здесь они находили полнее и стройнее философское обоснование. Надо также отметить, что канонизированном Средневековьем Аристотелю мыслители Возрождения противопоставляли Платона — в трудах и интерпретациях неоплатоников. Философия Платона была ризнобарвниша, афористичниша, литературно оживленнее (диалоги) и художниша. Так, более приемлемый для эпохи был платонизм.
Одним из первых платоников Возрождения был кардинал М.Кузанський (1401 -1464), сын крестьянина из м.Куза у Трира. Николай Кузанский считал Бога единым началом сущего, но различал Бога в его проявлениях и сущности, которая является неописуемая. Обнаружение этой сущности могут быть только символическими: через противоположности абсолютного максимума и абсолютного минимума, через степень причастности всех вещей до единого. Как сущность, Бог предстает возможностью всего, но в свернутом виде. Мир, соответственно, есть развернутая сущность Бога. Николай Кузанский рассматривает природу как божественную книгу, раскрывающую Бога человеку. Можно читать эту книгу и получать знания лишь о божественном обнаружения, но сущность Бога можно постичь лишь через веру. Поскольку сущность Бога неисчерпаема, то и творение мира происходит вечно. Отсюда следует, что Земля не может быть центром мироздания. Но человек одновременно представляет собой фокус природы, ибо в человеке все природные возможности сведены до максимальной степени. Поэтому человеческая природа в целом является суверенной. Если бы человек смогла преодолеть свою ограниченность, она могла бы стать на уровень с Богом. Человеческий разум состоит из чувства, воображения, рассуждений, мышления. Разум априорно (до опыта) способен творить суждения, но эта способность реализуется только во взаимодействии человека с миром. С помощью рассудка разум образует понятие, а сам он способен к охвату тождеств с помощью интеллектуальной интуиции, что приближает разум к истине примерно так, как многоугольник приближается к кругу.
Еще больше в эпоху Возрождения было славное имя Марсилио Фичино (1433-1499), которого большинство исследователей считает настоящим зачинателем ренессансного платонизма. 7 ноября 1467 на вилле, которую подарил ему Козимо Медичи, Марсилио Фичино открыл новую — Флорентийская-платоновскую Академию (через 1200 лет после того, как Порфирий оставил Рим). Кроме того, Фичино осуществил перевод Кодекса трудов Платона латыни, добавив к нему еще и труды греческих, византийских и александрийских неоплатоников.
Мир в рассуждениях Фичино возникает иерархии форм бытия, где крайние проявления — единственное и множественное. Но эта иерархия в Фичино динамическая: Бог как бытие пронизывает всю иерархию, вбирает в себя все («Не Бог в вещах, а все — в Боге»). В центре мировой динамики находится душа предстает в единстве единственного и множественного, движения и покоя; душа является связью, цепью мира. Поэтому жизнь пронизывает собой всю Вселенную, устраивает его гармонию, украшая согласием и совершенством. Вследствие такого видения Вселенной все в нем чувствует взаимное притяжение. Любовь предстает как величайшая сила мира. Поскольку сущность человека связана с его душой, человек венчает собой все сущности низшего порядка, способная управлять ими, но больше собой. Проявлением такой сущности человека возникает стремление к свободе и высокое ее ценить. Так, согласно с мыслями Фичино, человек потенциально способен к действиям, которые могут приравнивать его к Богу. Философ считал, что при наличии надлежащих средств человек был бы способен создать небесный свод. Интересна такая мысль Марсилио Фичино: все религии являются лишь проявлением «всеобщей религии», они частично выражают одну истину, отличаясь степени ее понимания.
Прославленным учеником Фичино был флорентийский граф Пико делла Мирандола (1463-1494). Пико согласен с Фичино в том, что человеческая сущность — это свобода. Как ее применит человек, зависит от выбора: либо до совершенства, вверх, либо к разрушению, вниз. Новый момент заключался в том, что, по мнению философа, человеку совершенство не дано, но она может ее достичь. То есть человек является сущностью, которая находится в становлении; человек становится тем, что она творит из себя самой. Мирандола считал также возможным выделить из всех взглядов, идей, теорий единую философскую мудрость, что в значительной степени поднимет могущество человеческого разума. Всего платоников добавили гуманистических взглядов хорошо осмысленное вписанность человека в мировое целое, заакцентувалы просякнутисть всего мироздания единственной связью и в этом аспекте приблизились к позиции панпсихизму (все одушевленное) и даже гилозоизму (вся материя — живая).
Наконец, еще одно направление ренессансной философии — натурфилософия, т.е. философствования, направленное на понимание сущности природы и Вселенной. Это направление, как уже отмечено, был для Возрождения закономерным: если ценность природы становится признанным, тогда она становится объектом познания и осмысления. Одним из первых натурфилософов Возрождения был известен универсальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519) — архитектор, фортификатор, мелиоратор, математик, механик, инженер, живописец, мыслитель. Акцент в философских рассуждениях Леонардо падает на то, что мир является творением Бога как великого мастера и изобретателя. Итак, задача человека состоит в познании природы. Основа познания — опыт, а начало — чувство, среди которых первым является зрение, ибо играет исходную роль в накоплении личного опыта. На базе опыта разворачиваются рассуждения, которые можно проверить экспериментом. При этом наибольшую достоверность знанию предоставляет математическое вычисление, поскольку математика и геометрия не знают качеств и могут быть применены к познанию любых вещей. В познании же задача заключается в постижении необходимости, которые определяет закон. Все названные моменты определяют существенные черты науки, которая, по мнению Леонардо да Винчи, должна направлять практику. Среди средств науки мыслитель называет и мыслительный эксперимент; исходя из него, Леонардо да Винчи одним из первых отверг аристотелевский качественный разделение мироздания на «подлунный» и «надлунную» миры, за Леонардо, Вселенная однородна. Для науки это мнение было условием признания всеобщему характеру научных выводов и принципов.
Леонардо да Винчи в своих произведениях воспевал человека. Вместе у него появляется понимание неоднозначности человека: она может достигать Бога, а может стать ниже скота. Итак, мы замечаем здесь появление мотива драматизма и неоднозначности в подходе к человеку.
Заметный след и далеко результаты оставил в натурфилософии Возрождения Николай Коперник (1473-1543). Его сочинение «О круговорот небесных сфер» начал революционные изменения в научной картине мира. Философия, по мнению Коперника, ищет истину в меру досягаемости ее человеческому разуму. Мир природы является первым объектом познания, поэтому следует заниматься не схоластическими спорами, а узнаванием мира.
Примерно в таком же направлении развивались мысли выдающихся ученых и натурфилософов Возрождения, таких как Джироламо Кардано, Андреа Везалия, Мигель Сервет, Андреа Чезальпино.
На рубеже XV-XVI вв. процессы, характерные для Возрождения, распространяются почти по всей Европе: от Англии до Швейцарии, от Пиренеев до Венгрии и Польши, в какой-то степени затрагивая и Украины (Рутения). Центр активности гуманистического движения переместился на север Европы. Здесь выделяются, прежде всего, такие личности, как Эразм Роттердамский (1469-1536), Томас Мор (1478-1535), ИГер де ля Рамус (1518-1572). Эразм Роттердамский написал много произведений энциклопедического диапазона. В Иисусе Христе гуманист подчеркивал его человеческую природу и считал, что надо соблюдать не канонов или догм религии, а настоящей «философии Христа». Здесь на первом плане — этика, решения проблем земной жизни. Потому подвиг Христа оправдывает ценность и благо природы. Итак, природа — мать, а не мачеха для человека. Через созерцание природы человек постигает мудрость Творца, но поскольку всемогущество Бога человеку недоступна, нужно любить человека.
В этот период также разворачивалась деятельность Никколо Макиавелли (1469-1527), которого считают, с одной стороны, теоретиком политического аморализма, а с другой — основателем революционной этики. По мнению Макиавелли, христианские моральные нормы хорошие, но невозможные для выполнения в реальных условиях жизни. Поэтому следует понять, что судьба, обстоятельства и условия жизни являются неумолимы, им можно противопоставить только отвага, мощь, напор. Как и в природе, в обществе надо действовать, опережая ход событий, нужно уметь быть недобрым. Здесь главное — конечная цель. Если она направлена ??на общее благо, то все средства для ее осуществления справедливы.
Итак, подведем итоги вопрос в целом. Идеи Возрождения концентрировались вокруг проблемы соотношения человека и мира, т.е. вокруг проблемы соотношения макрокосмоса и микрокосмоса. Но в этом соотношении в эпоху Возрождения на первый план вышел человек в совокупности всех его качеств, в ее земных измерениях. Вместе человека было органично вписано в мироустройстве, и она представала в значительной мере внутренней сущностью, концентрацией бытия. Вследствие того мировоззрение приобретало пантеистических и панпсихичних рис. В специально продуманном и осмысленном восприятии мира в эпоху Возрождения доминировали антропоцентризм, пантеизм (правда, в специфических формах платонизма), панпсихизм и гилозоизм. То есть мир воспринимали и понимали в его сосредоточении на живых, активных действиях человека, в его одухотворении, динамизме и внутреннем единстве.

20.02.2012