Ведущие позиции в философии
Просмотр основных философских дисциплин, составляющих структуру философского знания, свидетельствует нам: философия сегодня является развитой и разветвленной сферой знания; чтобы выполнить задачу человеческого мироориентирования, она должна включать в свое содержание целый комплекс наук об основных, наиболее важные сферы человеческой жизни.
Среди функций философии первейшее значение имеют следующие:
— Мировоззренческая: философия помогает человеку найти и обосновать свои жизненные ориентиры, выяснить смысл и значение жизненных приоритетов и ценностей;
— Познавательная: благодаря исследованию общих проблем познания философия вооружает человека ориентирами в познавательной деятельности, критериям и признакам правильного движения на пути к надежных, достоверных знаний;
— Логическая: философия способствует формированию культуры человеческого мышления, выработке критической непредвзятой позиции в межиндивидуальных и социально-культурных диалогах;
— Социально-адаптивная: философия помогает сориентироваться в сложных, пестрых, разнообразных проявлениях общественной жизни и выработать собственную социальную позицию;
— Воспитательная: философия прививает интерес и вкус к самовоспитанию, способствует усилению тяги человека к самосовершенствованию, творческому подходу к жизни, поиска жизненных смыслов.
Все названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение. К тому же они наконец и ведут человека к самому важному — к ознакомлению с тем, какие жизненные позиции она может занять и какие последствия их и как именно могут повлиять на ход его жизни. Философские исследования как правило и резюмируются выявлением и описанием такого рода позиций. В философии они имеют свои названия и особенности определения. Конечно, прежде всего речь идет о позиции мировоззренческие. Здесь чаще философско-мировоззренческие позиции определяются через понимание исходных начал бытия:
Монизм (существует один-единственный начало бытия)
Дуализм (существует два отдельных и независимых друг от друга начал бытия, взаимодействие между которыми и определяет все состояние бытия, это могут быть, например, дух и материя, добро и зло)
Плюрализм (существует много относительно автономных начал бытия)
Динамизм (начало бытия является активный и подвижный)
Динамизм органический (эволюционизм)
Динамизм механический (атомизм, деизм)
Догматизм, консерватизм (начало бытия является неизменный)
Идеализм (корнем бытия есть дух, идея)
Материализм (корнем бытия чувственная материя)
Определяя особенности философского осмысления бытия и положения человека в мире из-за обнаружения первых философско-мировоззренческих позиций, следует обратить внимание на то, что в конечном итоге философия стремится выяснения, уточнения, «вывод в неприхованисть» (Хайдеггер) важнейших вопросов человеческого бытия . Это требование просветления распространяется не только на рационалистическую (ориентированную на ум) философию, но и на любую вообще. Даже тогда, когда философия выражается афористично или претендует на авангардность, она все равно определяет некоторые стороны реальности с предельно возможной контрастностью и выразительностью. Вследствие этого философия достигает таких детализации мировоззренческой и методологической проблематики, которые невозможны для мысли другого интеллектуального и содержательного направления. В этом в значительной степени состоят ценность и незаменимость философии.