Зарождение философии Древней Индии и Древнего Китая.
Зародыши философского мышления возникли в древнейших регионах мировой цивилизации в I тыс. до н.э. — Древней Индии, Древнем Китае и Греции.
Источником знаний о духовной культуры Древней Индии является Веды (начали создаваться с 3 тыс. До н.э.). Веды -это сборник легенд и гимнов в честь богов. Веды содержат различные части — Брахманы, Араньяки, Упанишады. В них отражен первоначальный мировоззрение ариев, это своеобразный художественно-мифологично- религиозный комплекс. Самой варной (прослойкой) древнеиндийского общества были брахманы. Только брахманы имели право разъяснять содержание священных текстов, совершать обряды и ритуалы. Учение, в течение многих веков разрабатывали и пропагандировали брахманы, называют брахманизмом.
В Упанишадах впервые используются понятия «Брахман» и «Атман», позначуючы переход от мифологического (чувственно-образного) осмысления мира к абстрактному. Брахман -это генетическое начало и одновременно завершение всего сущего. Атманмае значение «я», «себя» и выражает человека в двух аспектах -как реальную индивидуальность и как космично- универсальное психическое бытия.
Мир получил от древних индейцев оригинальную идею — душа живет вечно и может переселяться из одной телесной формы к другой. Слово «Сансара» в переводе означает блуждания, круговорот, непрерывное перерождения. Согласно Сенсор, смерть не является завершением жизни, это только шаг к следующему преобразования. Высшая цель жизни — это освобождение от сансары и слияния с миром Брахмана.
На рубеже VI-V вв. до н.э. возникает буддизм. Согласно легенде, создателем этого религиозно-философского учения был Сиддхарта Гаутама. Он получил прозвище Будда — просветленный. Нравственное учение буддизма широко освещены в учебной литературе.
В отличие от брахманизма, буддизм обращается ко всем людям, независимо от их национальной, сословной или профессиональной принадлежности. Буддизм -это самая древняя из трех мировых религий. В современном мире особенно популярен дзен — буддизм. Эта ветвь буддизма негативно относится к логическому мышлению, каких-либо теорий и авторитетов.
В VI-V вв. до н.э. сформировались два специфических китайские религиозно — философские учения, которые сыграли важную роль в дальнейшей теории Китая. Это конфуцианство и даосизм. Основное литературный источник конфуцианства — книга «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»), даосизма -сочинение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Учитель Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. До н.э.) создал свою школу в период общественных проблем и конфликтов, он общественный реформатор. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов особого нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства ради создания идеального общества (по древним образцам). По Конфуцию, мораль и нравственные нормы -единственное источник толкования государства и права. Этика Конфуция базируется на понятиях: «взаимность», «золотая середина», «Человеколюбие». Конфуций в сжатой форме выразил высшую нравственную установку: «Не делай другим то, чего не желаешь себе».
В Европе об учении Конфуция узнали в XVII в., Со временем его идеи приобрели популярность. И в наше время конфуцианство — это не мертвая, а живая интеллектуальная и духовная традиция.
По легенде, создателем даосизма другому религиозно-философского учение, был Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). В этом учении говорится о существование единого истока всего сущего -Дао (в переводе — путь). Дао двойное: дао с именем и безымянное дао. Дао без имени -это начало неба и земли. А дао с именем — мать всех вещей; оно является неисчерпаемым, всемогущим, везде действующим. Дао без имени пустое, неопределенное. Эти различные дао взаимодействуют, переходят друг в друга, неразрывно связаны. Исследователи интерпретируют двойственность дао как диалектику бытия и небытие.
Кроме натурфилософии, даосизм содержит этическое учение. Оно существенно отличается от конфуцианского. Идеал даосов — человек, который по своим качествам соответствует дао без имени, то есть не действует, не борется, не вмешивается, но всегда побеждает. Принцип недеяния как высшей формы поведения лежит в основе концепции управления. Мудрый правитель позволяет всему идти своим естественным путем — «дао». Он не мешает «дао». Вот почему «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует «. Еще одна важная черта даосизма — отрицание войн. Путь «дао» — это путь мира.