Завершающий цикл развития античной философии: школы, идеи, представители

antichnaya-filosofia-2Философия завершающего цикла античной философии была четко ориентирована на защиту отдельного индивида в условиях постепенного разрушения классического античного полиса (Александр Македонский завоевал не только большинство полисов, но и колоссальные территории за пределами Греции, создав грандиозную империю). Поздняя античная философия возникала индивидуалистической, субъективно окрашенной. Поэтому здесь не столько производили новые идеи, сколько использовали уже имеющиеся (эпигонство), которые часто совмещали между собой без достаточного внутреннего единства (эклектика). Остановимся на идеях авторитетных школ этого этапа.
Эпикурейство основал Эпикур (342-271 гг до н.э.) и продолжил римлянин Тит Лукреций Кар (95-55 гг н.э.). Эпикур ставил себе задачу защитить человека от возможных страхов жизни, для чего доказывал бессмертие материи, а, значит, и определенное бессмертия человека (ссылаясь на атомизм), отсутствие рока и необходимости в космосе (предполагая, что атом обладает способностью произвольно отклоняться от траектории своего полета ), возможность различных объяснений тех же явлений из-за отсутствия тесной связи мысли с фактами и ощущением. Больше, чего может достичь человек в жизни, — это освободить себя от страхов и неприятных ощущений, получать от жизни удовольствие, среди которых наибольшее — умение предотвращать страдания и сохранять душевное равновесие, спокойствие и, бесстрастие (древнегреческом языке — достижение состояния «атараксии») .
Скептицизм (от древнегреческого «сомнение»), который основал Пиррон (360-270 гг до н.э.), обращал внимание на то, что все философы утверждали в истинности своих теорий, но выдвигали разные идеи, отсюда следовал вывод о невозможности создание истинной философии. В основе всех суждений скептицизма лежали три знаменитые вопросы с тремя ответами: 1. Каковы все вещи? — Не более такими, чем любыми другими. 2. Что можно сказать о таких вещах? — Лучше не говорить ничего, воздерживаясь от суждений. В. Что делать человеку, который находится в отношениях с такими вещами? — Хранить собой (автаркию). Скептики всесторонне обосновывали свою позицию сомнения в возможностях познания, но в конце концов, по Гегелю, своим требованием во всем сомневаться способствовали развитию научного критического мышления.
Более распространенным в эту эпоху был стоицизм, который основал Зенон-стоик (340-265 гг до н.э.). В Риме его последователями были Луций Аней Сенека (4 г. до н.э.-65 г.), Эпиктет (5-138) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180). Стоицизм также призвал человека к жизненной мудрости и самообладания, но с позиции совершенно иного понимания и бытия, и человека. Скептики считали, что весь мир пронизан единым потоком огненной пневмы (дыхание), который несет всем закон и судьбу. Действие судьбы неизбежна и неумолима. Поэтому человеку не стоит отчаиваться, ведь изменить судьбу невозможно. («Того, кто желает, судьба привлекает, того, кто не желает, толкает»). Стоики объясняли свое мнение притчей о карету и собаку: собака привязана к карете, что едет: как бы не дергался пес, движение определяет карета, поэтому теряют смысл дерганье, сопротивление движению, отчаянные крики. Поэтому и человеку в отношении судьбы остается одно: определить внутреннее отношение к тому, чего изменить нельзя. Достойное для человека отношение к чему — спокойствие, невозмутимость, хранение внутренней автономии. Стоики способствовали систематизации философского знания, они разделили философию на физику, логику и этику, привлекая к логике и понимание познания.
Неоплатонизм довел до тщательных детализации и логической стройности ведущие мысли Платона. Все сущее представляет собой результат литья (эманации) Единого, которое тождественно благу, не знает никакого повреждения и изменения. Первым продуктом Единого возникает мировой Разум, в некоторых толкованиях — Дух, а он емануе в мировую душу. Душа оживляет все сущее, делая мир внутренне связанным. Через душу все, что существует стремится вернуться к высшему — в Единый, там его выходное родина, его корни. Человек же представляет собой олицетворение мироздания, потому что в ее сущности входят тело, душа и ум; последний и дает человеку направление — стремиться к единому, к благу. Основные создатели неоплатонизма — Плотин (205-270) и Прокл (412-485).
Итак, можно констатировать: школы завершающего цикла были четко направлены на то, чтобы превратить философию в инструмент человеческого индивидуального самоутверждения. Именно на этом пути поздняя античная философия сделала свое основное открытие: дух может быть автономным от обстоятельств жизни, противостоять этим обстоятельствам (за Сенекой, дух сам себе повелитель). Это открытие, очевидно, перебрасывает мостик интеллектуальных достижений следующей эпохе — христианском европейском Средневековью. Ведь именно эпоха Средневековья, как никакая другая в европейской истории, была сосредоточена на духовном качестве первой начала бытия.

15.02.2012